В дальнейшем мы обнаружим, что едиными хозяйственными орга-низмами являются домашнее хозяйство, предприятие и национальное хозяйство.
Давно замечено парадоксальное свойство систем: всякое целое больше простой механической суммы его составных частей. Ибо целостность предполагает улучшение внутренней организации и управления всеми звеньями множества.
Иллюстрацией может служить, скажем, новаторский опыт автомобильного короля Америки Генри Форда. На его заводе первоначально всей сборкой каждого двигателя автомобиля от начала и до конца занимался один рабочий. Но в 1913г. была введена система разделения труда на отдельные операции и заработал сборочный конвейер. Выработка занятых на нем людей возросла втрое.
Следовательно, объединение разрозненных рабочих сил в единый технологический процесс порождает дополнительную производительную силу, что является важным качеством многих экономических систем.
Экономическая система обычно имеет сложную структуру, в которой ее элементы соподчиняются целому. Поэтому каждая часть такой структуры выступает как подсистема — соподчиненная часть более широкой целостности. Так, известно, что современное производство имеет две подсистемы: сферу материального и сферу нематериального производства.
В последующих главах учебника мы увидим, что хозяйственные образования имеют множество подсистем. Например, рыночная система включает несколько относительно обособленных видов рынка. На предприятиях складываются подсистемы из разных производственных подразделений (цехов), заводского управления, отдела снабжения и сбыта продукции и др.
В национальной экономике объединяются, в частности, народнохозяйственные комплексы; денежная, кредитная и финансовая системы; общенациональная система хозяйственного управления и др.
Системы в экономике отличаются многообразием типов и форм. В поле нашего внимания окажутся как простейшие социальные объединения (какими являются домашние хозяйства), так и социально-экономические структуры общества.
Экономическая теория обнаруживает своеобразные системы в разных слоях хозяйственной структуры. Речь идет, скажем, о технике производства (различные технические системы — роботокомплексы, автоматизированные системы управления технологическими процессами и др.), об организации экономики (система разделения труда, система участия в. акционерных обществах- и т.п.), об оплате труда (система заработной платы, тарифная система и пр.).
Экономические системы различаются по характеру их взаимоотношений с окружающей средой. В связи с этим выделяют два типа систем;
закрытые системы, которые замыкают свою хозяйственную деятельность в определенных рамках (таким, как мы увидим, является натуральное производство);
открытые (примером служит товарно-рыночное хозяйство), постоянно расширяющие свои связи с другими производственными объединениями.
Итак, мы можем сделать обобщение. Экономическая система — это целостная совокупность прочно связанных между собой хозяйственных отношений, которые устанавливаются в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных и нематериальных благ и услуг.
Разумеется, что успешная хозяйственная деятельность людей во многом зависит от того, насколько они правильно познали характер и тенденции развития тех систем, в которых они действуют. В этом непростом деле им помогает экономическая теория.
Экономический тренинг
1. Ключевые термины и понятия
Экономика; главная функция экономики; производство; распределение: обмен; потребление; закон возвышения потребностей; закон Энгеля: факторы производства; ограниченность ресурсов; производственные возможности; альтернативная стоимость; стадии развития производства; структура современного производства; услуги; экономическая система.
2. К терминам из левой колонки найдите соответствующие
определения в правой колонке
2.1. Постиндустриальное производство 2.2. Техника 2.3. Услуги 2.4. Нематериальные блага 2.5. Альтернативная стоимость 2.6. Предметы труда. |
а) вещи, которые подвергаются обработке в процессе труда б) количество благ, которое нужно отдать взамен продуктов, пользующихся предпочтением в) в экономике широко развиты информатика и сфера услуг г) созданные людьми вещи, с помощью которых создаются блага д) полезный труд, в ходе которого удовлетворяются какие-либо потребности е) произведения науки, духовной культуры, искусства. |
Вариант |
Участок земли |
Урожай (всего), ц |
||||
1-й |
2-й |
3-й |
4-й |
картофеля |
зерна |
|
1 |
100ц кар'г(н|сля |
100 и картофеля |
100 ц картофеля |
100 и картофеля |
400 |
- |
2 |
To же |
То же |
То же |
20ц зерна |
300 |
20 |
3 |
-"- |
-"- |
20ц зерна |
То же |
200 |
40 |
4 |
-"- |
20ц зерна |
Тоже |
-"- |
100 |
60 |
5 |
20ц зерна |
То же |
-"- |
. |
- |
80 |
6. Вопросы на сообразительность
6.1. Какие три экономических ресурса невосполнимы:
а) лес;
б) высококвалифицированная рабочая сила;
в) природный газ;
г) медь;
д) уголь.
6.2. Перечислите экономические связи вашей семьи с разными субъектами хозяйственной жизни.
7. Дискуссионные вопросы
7.1. Как на разных этапах жизни меняется положен не большинства людей в экономических отношениях, складывающихся в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ и услуг?
7.2. Какие материальные и социально-культурные условия необходимы молодому человеку для развития потребностей, соответствующих современной цивилизации?
7.3. Какие перемены в социально-экономической жизни необходимы в сегодняшней России для того, чтобы произошло значительное повышение уровня потребностей населения?
8. Найдите подходящий вариант ответа
8.1. Основная мысль 3 настоящей главы состоит в том, что:
а) производственные возможности любого общества не позволяют достичь достаточного удовлетворения человеческих потребностей;
б) технически ни регресс позволяет решить задачу достижения максимального уровня производственных возможностей;
в) наиболее полное удовлетворение потребностей людей возможно только при современной структуре производства.
8.2. Экономическим благом является:
а) услуга ремонтной мастерской;
б) залежи угля, планируемого для разработки в строящейся шахте;
в) песня, написанная поэтом и композитором;
г) кондитерские изделия.
8.3. Ограничение ресурсов — это проблема, которая:
а) имеется у всех людей и стран;
6) не касается богатых людей;
в) существует только в бедных странах.
9. Прокомментируйте статистические данные таблиц 1.4, 1.5 и 1.6
Таблица 1.4.
Потребление основных продуктов питания (в килограммах) населением России в 1940—1993 it. .(на члена семьи и год) .
Продукты питания |
1940 |
1960 |
1980 |
1990 |
1993 |
Мясо и мясопродукты |
23,2 |
57,2 |
80,0 |
74,1 |
57,8 |
Молоко и молочные продукты |
124,4 |
302,0 |
411,2 |
378,9 |
285,1 |
Рыба и рыбопродукты |
, 7,6 |
13,2 |
18,8 |
17,2 |
13,0 |
Сахар |
10,8 |
24,8 |
23,6 |
20,8 |
23,2 |
Хлебопродукты |
190,0 |
134,4 |
101,2 |
85,7 |
102,1 |
Таблица 1.5.
Обеспеченности населения (и штуках па 100 семей) некоторыми предметами культурно-бытового и хозяйственного назначения длительного пользования в 1970—1994 гг.
Товары |
1970 |
1980 |
1990 |
1994 |
Телевизоры |
52 |
91 |
111 |
116 |
Радиоприемные устройства |
74 |
92 |
102 |
103 |
Холодильники и морозильники |
30 |
89 |
95 |
95 |
Стиральные машины |
52 |
76 |
77 |
81 |
Час 1.1 |
433 |
534 |
585 |
616 |
Легковые автомобили |
2 |
10 |
18 |
26 |
Велосипеды и мопеды |
50 |
46 |
54 |
54 |
Таблицa 1.6.
Структура потребительских расходов (в процентах) населения России
в 1993 и 1995 гг. (но материалам выборочного исследования бюджетов
домашних хозяйств)
1992 |
1995 |
|
Потребительские расходы — всего в том числе на: продукты питания непродовольственные товары алкогольные напитки оплата услуг |
100 47,6 40,6 4,0 7.8 |
100 52,0 31,8 2,5 13.7 |