В 30-е годы профессор Лондонского университета Л. Роббинс дал определение предмета экономике, которое стало широко распространенным. По его мнению, центральной проблемой экономической науки является распределение редко встречающихся ресурсов (которых не хватает для удовлетворения потребностей) между альтернативными целями. Л. Роббинс рассматривал экономике вне всякого конкретного социального содержания.
Эта теория, на его взгляд, является одним из разделов некой всеобщей науки о рациональной деятельности.
В XX столетии ход всемирной истории резко ускорился и произошли глубокие качественные изменения в экономике всех стран. Это, естественно, существенно отразилось на развитии неоклассического направления. Среди ученых вновь возникли большие разногласия по таким, скажем, ранее обсуждавшимся вопросам, как участие или невмешательство государства в хозяйственную жизнь общества, судьба частной собственности и капиталистического строя на Западе. При изучении соответствующих тем мы конкретно рассмотрим новые экономические воззрения, в которых пересмотрены некоторые исходные принципы неоклассицизма.
Речь пойдет, в частности, о кейнсианской революции (глава 21), революции в управлении (глава 8), а также о ряде концепций: несовершенной конкуренции Дж.Робинсон и монополистической конкуренции Э.Чемберлина (глава 7), смешанной экономики П. Самуэльсона (глава 22).Все такого рода новшества привели к значительному изменению первоначального содержания экономике и сближению этого направления науки с политической экономией.
Политическая экономия исторически (начиная с меркантилистов и классиков) сложилась как наука, которая в центре внимания поставила изучение общественно-экономических отношений между классами и социальными группами. В противоположность этому экономике с 30-х годов не рассматривал в теории конкретные социальные проблемы. Было признано, что данная дисциплина исследует человеческие поступки как отношение между целями (удовлетворение потребностей) и ограниченными ресурсами, которые могут иметь альтернативное использование. Но с середины 60-х годов были внесены серьезные поправки в первоначальные представления о предмете исследования. В Экономикс сейчас фактически расширяются рамки социологизации предмета науки.
Теоретически освещается политика доходов, проводимая государством и предпринимателями. Определяются пути борьбы с безработицей и бедностью значительной части населения. Рассматриваются злободневные проблемы расовой дискриминации и ограничения прав женщин при найме на работу и увольнении. Модными стали темы о качестве жизни и экологической безопасности. Экономикс все больше обращается к политико-экономическим проблемам, в частности к сравнительному анализу современных экономических систем, трудовым отношениям, к проблемам развивающейся экономики, антикризисного регулирования, экономического роста.
Во всех современных экономике убедительно доказывается необходимость существования значительного государственного уклада национального хозяйства, а также раскрываются экономические и социальные функции правительства, методы его управления всей хозяйственной деятельностью16.
Значит, уходит в прошлое былая конфронтация политической экономии и экономике по вопросу о предмете науки. Заметна тенденция к сближению этих дисциплин. Поэтому уже нет прежних оснований для обозначения экономической теории разными терминами — политическая экономия и экономике.
Настоящий учебник дает представление об основных научных течениях, оставивших заметный след в истории экономической мысли. Здесь сделана попытка, избегая односторонних оценок, объективно рассмотреть разные, подчас противоположные, взгляды, выявить их достоинства и нерешенные проблемы. Особое внимание обращается на то, в какой мере теоретические положения соответствуют реальной действительности.
Такой подход вытекает из методологии экономических исследований.
3. Методология экономической науки
Методология — учение о способах, приемах научного познания действительности. Знакомиться с этим учением мы начнем путем сравнения двух типов экономического мышления: обыденного и научного.
Рис. 2.4. Различия между типами экономического мышления
Экономика — такая область жизни общества, с которой сталкиваются все люди. Здесь каждый с детства что-то узнает из повседневной практики и постоянно расширяет свой кругозор. Таким путем формируется обыденное экономическое мышление.
Поскольку оно отражает непосредственные жизненные наблюдения человека, то у него складывается твердое убеждение: то, что он увидел, и есть единственно верное представление об экономике.
Действительно, обыденное мышление способно подметить и обобщить многие типичные черты хозяйствования. Именно так возникают ориентиры, правила хозяйственной деятельности. Исходя из здравого смысла с древнейших времени строилось всеобщее экономическое обучение в его простейшем и своеобразном виде — в форме образцов народной мудрости (пословиц, поговорок, сказаний). Вот, например, какие наставления начинающему торговцу содержатся в китайских пословицах:
— не бойся, что не знаешь товара: надо только сравнить его с другим;
Например, тот, кто купил акции обанкротившейся фирмы, может убеждать других в том, что не следует доверять акционерным обществам.
Научное же мышление отражает экономику всесторонне и в ее целостности, стремится увидеть всю панораму событий. И тогда появляется возможность понять: то, что хорошо и выгодно при определенных условиях отдельному хозяйству, может быть плохо и убыточно для общества, и наоборот.
В обыденном мышлении события хозяйственной жизни отражаются поверхностно, так, как их можно непосредственно созерцать. Допустим, покупатель заметил на рынке, что цена товара во многом зависит от изменения спроса покупателей и предложения продавцов. Однако на каком уровне установится цена, если спрос и предложение уравновесятся?
Чтобы ответить на этот вопрос, надо знать законьг рынка.
Экономическая теория, проникая под внешний покров хозяйственных явлений, выявляет сущность — их внутреннее содержание.
Разумеется, научное исследование не игнорирует изучения экзогенных явлений, ибо их познание позволяет, во-первых, выявить большую совокупность причин внешнего порядка, вызывающих изменения в хозяйственной жизни. Во-вторых, такое изучение — путь к открытию сущности экономических процессов. В-третьих, оно ведет к пониманию того, как данная сущность проявляется в конкретных формах хозяйственной практики.
Чтобы так всесторонне исследовать действительность, требуется в совершенстве владеть всей совокупностью способов и приемов, применяемых для научного познания экономических отношений.