Вторая проблема: провести демонополизацию рынка. Движение от полностью монополизированного рынка началось и до сих пор продолжается без каких-либо существенных изменений состояния российского рынка. Слабо выполняются законодательно провозглашенные меры по ограничению монополистической деятельности и развитию конкуренции.
Поэтому либерализация цен проводилась руками монополий в их интересах.
Согласно официальным оценкам, удельный вес предприятий-монополистов в российской промышленности сравнительно невелик. Между тем в отдельных отраслях (особенно в добывающих и сырьевых) на их долю приходится значительный объем производства (табл. 7.4).
Действительное развитие конкуренции предполагает кардинальное изменение состояния национального рынка.
Третья проблема: создать так называемую критическую массу субъектов рыночных отношении. Она характеризует ту минимальную численность хозяйственных субъектов, которая необходима, чтобы рынок мог самостоятельно развиваться по свойственным ему. законам. Между тем после провозглашения перехода к рынку на нем не оказалось его новых агентов. Ведь только примерно через год начался процесс приватизации государственной собственности.
До сих пор еще нет тех 10-— 15 миллионов мелких и средних предприятий, которые, по-видимому, должны придать рыночным связям нужную массовость.
Четвертая проблема: полностью развить всю систему рынков. Рыночные преобразования в нашей стране начались с полного разрушения системы государственного материально-технического снабжения. Однако вместо нее не был создан аналогичный рынок производственного оборудования, а также рынок оптовой торговли.
Нормальной экономики не может быть без рынка недвижимости (земли, жилья) и без рынка ценных бумаг. Еще предстоит в полной мере воссоздать все звенья развитой рыночной системы.
Таблица 7.4.
Удельный вес продукции, произведенной предприятиями-монополистами, по отраслям промышленности а общем объеме
производства и 1995 г.1
Число предприятий-монополистов |
Удельный нес предприятий-монополистов, % |
||
в общем числе предприятий |
в общем объеме производства |
||
Вся промышленность, в том числе: топливная черная металлургия цветная металлургия химическая и нефтехимическая (без химико-фармацевтической промышленности) машиностроение и металлообработка (без промышленности медицинской техники) лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная Промышленность строительных материалов стекольная и фарфорово-фаянсовая (без производства медицинских изделий) легкая пищевая медицинская |
487 12 30 31 61 309 13 8 2 3 10 3 |
2,1 2,6 11,0 8,0 9,5 5,2 0,4 0,3 1,2 0,1 0,2 2,0 |
21,0 15,3 64,9 31,0 36,5 33,3 9,9 1,4 9,6 0,7 0,8 4,3 |
59 По предприятиям, включенным в федеральный раздел реестра Российской Федерации объединений и предприятий-монополистов.
Пятая проблема: правильно выбрать тип рынка, к которому нужно перейти.
Еще до рыночной реформы у ее инициаторов возобладала идея создания свободного рынка. Их не смущали предостережения противников такой ориентации. Так, профессор Дж.
Гэлбрейт (США) в интервью газете Известия 31 января 1990 г. откровенно и резко заявил: Те, кто говорят... о возвращении к свободному рынку времен Смита, не правы настолько, что их точка зрения может быть сочтена психическим отклонением клинического характера. Это то явление, которого у нас на Западе нет, которое мы не стали бы терпеть и которое не смогло бы выжить.
Как это ни парадоксально, наша страна все-таки совершила переход к свободному рынку уже в январе 1992 г. Правда, речь идет о возникновении множества примитивных продовольственных и вещевых рынков, на которых ведется индивидуальная перепродажа отечественных и иностранных товаров. При этом далеко не всегда соблюдается надлежащий санитарно-эпидемиологический, экологический и иной контроль.
3.1. Совершенная конкуренция 3.2. Монополия 3.3. Антитрестовское законодательство 3.4. Олигополия 3.5. Легальная монополия 3.6. Трест 3.7. Moнополистическая конкуренция 3.8. Ценовая дискриминация 3.9. Патент |
а) общественные коммуникации 6) право на использование или продажу изобретения или технологии в) законы разрабатываются с целью предотвратить возникновение монополий и стимулировать конкуренцию г) рынок, на котором есть только один продавец д) множество покупателей и продавцов одинаковых товаров е) продажа одного и того же товара одной фирме по более низкой цене, чем другой ж) рынок, на котором господствует несколько крупных продавцов з) рынок с большим числом продавцов, предлагающих схожие товары и) большая корпорация или объединение корпораций, контролирующих рынок |
4. Найдите наиболее подходящий ответ Рыночная конкуренция очень важна, потому что она...
а) ограничивает влияние спроса и предложения
б) стимулирует производителей работать эффективнее
в) создает рынок, на котором производители могут контролировать цены.
5. Вопросы для эрудитов
Какие виды конкуренции являются несовершенными и почему?
6. Вопросы для будущих юристов
6.1. Как ведется конкуренция и каким образом устанавливается монополия в области черной экономики?
6.2. Почему после либерализации цеп существует черный рынок? Чем он отличается от того черного рынка, который был в дореформенный период?
7. Вопросы о переходе к рынку в России
7.1. К чему привела либерализация цен (начатая 2 января 1992 г.):
а) как изменились спрос и предложение?
б) в каком соотношении находятся цены продавцов и цены покупателей, установилась ли цена равновесия?
8. Сравнительный анализ рыночной экономики
8.1. Сопоставьте параметры состояния рынка при свободной конкуренции, олигополии и монополии. Сделайте выводы о том, насколько несхожи между собой эти виды взаимодействия субъектов рынка.
8.2. Сравните между собой картель, синдикат, трест и концерн. Установите, как и этих формах организации предприятий развиваются черты рыночного монополизма.
8.3. Проанализируйте механизм взаимодействия закона спроса, закона предложения и зHкона конкуренции. Выявите, каким образом посредством этого взаимодействия законен на свободном рынке устанавливается равновесная цена.
8.4. Сопоставьте направления действия закона конкуренции с отличительными особенностями монопольною ценообразования. Определите, как в обоих случаях изменяется соотношение спроса и предложения, уровень рыночной цены, структура и характер взаимодействия субъектов рынка.
Раздел III МИКРОЭКОНОМИКА.
ПРОИЗВОДСТВО И ОБРАЩЕНИЕ НОВОЙ СТОИМОСТИ