значительно развилась общая совместная (государственная) собственность. Вследствие этого в государственном секторе национальной экономики создаются нетоварные продукты (общественные блага) и полутовары (квазиобщественные блага);
достигнуто огромное многообразие производимых товаров, что позволяет удовлетворять сложные и разные по своему характеру потребности людей. Одновременно для производителей и потребителей возрастают масштабы выбора полезных вещей. Для них становится необходимым правильно определить степень экономической выгодности тех или иных сделок купли-продажи продуктов.
В связи с этим важно иметь представление о стоимости товара.
3. Трудовая теория стоимости
То, что товары имеют стоимость, пожалуй, вполне ясно как для производителей, так и для потребителей рыночных продуктов. Но эти субъекты торговой сделки могут сильно расходиться во мнениях на существо товарной стоимости. Не случайно в экономической теории возникли две противоположные концепции стоимости: трудовая и нетрудовая.
Сейчас мы рассмотрим первоначально возникшую трудовую теорию стоимости, а другую — теорию предельной полезности — разберем в главе 6.
Как мы уже выяснили, рыночные сделки представляют собой определенное равенство меновых пропорций разных товарных тел. Это равенство никак не связано с видимыми свойствами товаров: полезностью продуктов и их количественными параметрами (весом, объемом и т.п.). Отсюда вытекает вывод: найти существо менового равенства можно лишь в каком-то свойстве товара, непосредственно не видимом на рынке.
Что же представляет собой это загадочное свойство?
Первым попытался найти объективное содержание менового равенства зачинатель трудовой теории стоимости У. Петти. Он установил, что в основе пропорции обмена лежит равенство труда, рабочего времени, которое затрачено на сопоставляемые товары. У. Петти так подытожил свое открытие: Если кто-нибудь может добыть из перуанских рудников и доставить в Лондон одну унцию серебра в то же самое время, в течение которого он в состоянии произвести один бушель хлеба, то первая представляет собою естественную цену другого...37.
Здесь под естественной ценой подразумевалась не постоянно меняющаяся рыночная цена, а то, что позже было названо стоимостью товара.
А. Смит, углубляя идеи У. Петти, пришел к самому широкому обобщению: Труд является единственным всеобщим, равно как и единственным точным мерилом стоимости, или единственной мерой, посредством которой мы можем сравнивать между собою стоимость различных товаров во все времена и во всех местах38.
Основное содержание трудовой теории стоимости можно кратко выразить в следующих положениях.
Первое положение. Разнородные продукты рыночного обмена имеют одинаковое внутреннее содержание — стоимость. Поэтому они могут приравниваться друг к другу в определенной меновой пропорции.
Это значит, что меновая стоимость — форма, в которой проявляется стоимость. Благодаря стоимости все товары становятся качественно однородными (в них заключен одинаковый общественный труд), вполне сопоставимыми на рынке и количественно равными в меновой пропорции.
Второе положение. Стоимость всех товаров создается общественным трудом товаропроизводителей. Этот труд является общественным потому, что изготовитель рыночного продукта работает не на себя, а создает полезную вещь для других членов общества.
Стало быть, стоимость — воплощенный в товаре общественный труд. А равенство продуктов по их стоимости означает, что в них заключено одинаковое количество труда.
Если вернуться к общей формуле меновой пропорции, то теперь мы сможем продолжить ее таким образом:
где Cm — стоимость товаров,
ТрА, ТрВ, ТрС — общественный труд, заключенный в товарах А, В, С.
Третье положение. Сам труд, образующий стоимость, различается по его сложности или качеству. Можно выделить простой (требующий наименьшей подготовки) и сложный (квалифицированный) труд.
На последний предварительно затрачиваются время, усилия человека, чтобы приобрести нужные трудовые навыки и знания. Поэтому 1 ч сложного труда непосредственно не равен 1 ч простого труда.
Наименование товара |
Россия |
Польша |
Германия |
Говядина, кг |
3,4 |
1,7 |
0,3 |
Масло животное, кг |
5,3 |
2,0 |
0.25 |
Молоко, л |
0,7 |
0,2 |
0,03 |
Яйцо, дес. |
1,3 |
0,8 |
0,05 |
Сахар, кг |
1,3 |
0,4 |
0.08 |
Картофель, кг , |
0.5 |
0,1 |
0,04 |
Сорочка мужская, шт. |
11,2 |
8,3 |
0,57 |
Ботинки мужские, пара |
48 |
16 |
3.0 |
Холодильник, шт. |
596 |
143 |
21 |
Бензин автомобильный, л. |
0.5 |
0,3 |
0,06 |
Очевидно, что рабочее время, приходящееся на единицу продукции, неодинаково по величине у разных производителей, выпускающих одни и те же конкретные блага. Как же в таком случае — по какому экономическому закону — развивается товарное хозяйство?
Таким законом является закон стоимости.
Согласно трудовой теории стоимости, в каждой отрасли товарного хозяйства на один и тот же вид продукта работники обычно затрачивают различное по величине индивидуальное рабочее время. Это происходит не случайно. Ведь независимые друг от друга частные производители имеют различные условия производства (неодинаковые средства и предметы труда), отличаются по уровню квалификации, по степени интенсивности (напряженности) трудовых усилий.
Поэтому товаропроизводители могут поставлять на рынок свои продукты одного и того же вида и качества (например, картофель). Между тем в товарах разных производителей будет заключена не одинаковая по величине индивидуальная стоимость.
Однако на рынке товары не могут продаваться по индивидуальной стоимости каждого их владельца. Ведь в таком случае больше других выгадал бы тот человек, который затратил на одинаковый продукт наибольшее по величине рабочее время (это мог быть самый неискусный и ленивый). Поэтому на изделия одного вида и качества устанавливается общественная (рыночная) стоимость.
Основной закон товарного хозяйства — закон стоимости — выражает такую объективную потребность, чтобы стоимость товара определялась общественно необходимым рабочим временем. Это то рабочее время, которое затрачивается на изготовление продуктов при: а) общественно нормальном (господствующем) состоянии производства; б) средней квалификации работников и в) средней интенсивности труда. Такое время обычно затрачивает при создании товара большинство производителей, т.е. среднее время.
Но при ограниченных природных факторах (например, в сельском хозяйстве или в добывающих отраслях промышленности) общественно нормальными могут быть и худшие условия хозяйствования.
Значит, согласно закону стоимости рыночная стоимость полезных вещей определяется общественно необходимым рабочим временем. Если какой-то продукт требует больше такого времени для своего изготовления, то его стоимость будет выше, и наоборVт. Не случайно 1 кг мяса стоит больше 1 кг пшеницы.
Для производства этого количества мяса требуется затратить примерно в 5—10 раз больше рабочего времени, чем на производство 1 кг пшеницы.
При простом товарном производстве рабочее время на практике было реальным мерилом стоимости товаров, производимых у всех на глазах. Вот как описывает Ф. Энгельс условия производства и обмена продуктов у крестьян и ремесленников: ...Средневековому крестьянину было довольно точно известно количество рабочего времени, необходимое для изготовления предметов, получаемых им в обмен. Сельский кузнец и тележник работали на его глазах, так же как и портной или сапожник, которые у нас на Рейне еще в дни моей юности ходили из одного крестьянского дома в другой и шили из самодельных тканей и кож одежду и обувь.
Можно ли предположить, что крестьяне и ремесленники были так глупы, чтобы обменивать продукт 10-часового труда одного на продукт часового труда другого?40.