Закон стоимости управляет развитием товарного хозяйства, обеспечивая прогресс производства и организационно-экономических отношений. Он придает товарному производству такую динамику, которая недоступна натуральному хозяйству. При этом закон выполняет следующие функции, осуществление которых способствует улучшению экономики (рис.
4.4).
Рис. 4.4. Функции закона стоимости
Закон стоимости является регулятором пропорций производства. Он способствует распределению труда по различным отраслям народного хозяйства ради лучшего удовлетворения разнообразных общественных потребностей.
О том, как изменяются состав потребностей (точнее, платежеспособный спрос населения) и их размеры, свидетельствует уровень цен на рынке. Если спрос на какой-то товар возрастает, то будут увеличиваться цены, которые превысят общественную стоимость данной вещи. Ее станет выгодно изготавливать. Однако если выпуск изделий превысит платежеспособный спрос, то цена упадет ниже рыночной стоимости.
Хозяева свернут производство и перейдут в иную отрасль хозяйства, где потребность в товарах, не удовлетворяется. В итоге из всей массы затрачиваемого общественно необходимого рабочего времени, идущего на удовлетворение всех платежеспособных потребностей, на каждый товар приходится определенная доля этого времени с учетом его полезности и спроса покупателей.
Простым товаропроизводителям заранее не известна, разумеется, рыночная цена на изготовленные ими товары. Они сначала ориентируются на собственную цену, отражающую их индивидуальное рабочее время, израсходованное в среднем на единицу товара. Но жизнь заставляет считаться тольо с рыночной ценой.
Урок жизни отражен в таких пословицах и поговорках, которые собрал составитель Толкового словаря живого великорусского языка Владимир Даль: На торг (рынок) поехал — свою цену дома оставил, Со своей ценой на базар не ездят, Базар цену скажет.
Закон стоимости выступает стимулятором роста производительности труда. Дело в том, что величина стоимости товара обратно пропорциональна уровню производительности труда, т.е. количеству труда в расчете на единицу продукции. Отдельные работники снижают затраты труда и индивидуальную стоимость изделий ниже общественной стоимости благодаря внедрению новой техники, повышению квалификации и улучшению организации труда.
Вместе с тем они стремятся перехитрить закон стоимости: продают на рынке более дешевые вещи по обычной цене и таким образом получают дополнительный доход. Именно такой выигрыш и побуждает людей увеличивать выработку.
Наконец, закон стоимости порождает социально-экономическое расслоение товаропроизводителей. Это происходит следующим образом. Данный закон выражает экономическое равенство всех производителей. Они реализуют товары по одинаковой рыночной стоимости, соответствующей общественно необходимому рабочему времени на изготовление изделий определенного вида. Между тем единая мерка прикладывается к совершенно разным работникам, поскольку у них индивидуальная стоимость товара не одинакова.
В связи с этим можно выделить три группы товаровладельцев.
В первой группе индивидуальная стоимость продуктов данного вида по своему уровню ниже общественной. В этом случае, естественно, при реализации товаров по рыночной цене люди обогащаются.
Во второй — основной — группе работников индивидуальная стоимость полезных вещей совпадает с общественной. Тем самым подтверждаются общественные нормальные условия производства.
В третьей группе тружеников уровень индивидуальной стоимости изделий выше общественной. При реализации своих товаров на рынке они не окупают всех своих затрат. Многие из них разоряются и терпят банкротство.
Образно говоря, закон стоимости является таким жестким уравнителем, который заставляет всех людей укладываться в своеобразное прокрустово ложе. Напомним, что, согласно древнегреческому мифу, разбойник Полипемон, прозванный Прокрустом, всех, кто попадался к нему, укладывал в свое ложе. Тем, для кого ложе было коротко, он обрубал ноги, а у тех, для кого оно было слишком длинно, ноги вытягивал.
Они привели к тому, что рыночная цена, как правило, перестала непосредственно совпадать со стоимостью. Наоборот стала устойчиво отклоняться от средних, общественно необходимых затрат труда (это явление будет рассмотрено в главе 7).
Более важно другое обстоятельство. Дело в том, что невозможно вообще измерить величину стоимости. В этих целях практически нельзя применить труд (рабочее время) непосредственно в качестве мерила величины стоимости. А. Смит верно подметил: Товары чаще обмениваются, а потому и сравниваются с другими товарами, а не с трудом... К тому же большинство людей лучше понимают, что означает определенное количество какого-нибудь товара, чем определенное количество труда.
Первое представляет собою осязательный предмет, тогда как второе — абстрактное понятие, которое хотя и может быть объяснено, но не отличается такой простотою и очевидностью41.