Рассмотрим основные проблемы реформирования социалистической собственности.
Первая проблема: какова сущность реформирования государственной собственности?
Такое реформирование означает денационализацию государственного имущества и выбор альтернативных вариантов его присвоения. От этого выбора зависит содержание и характер реформы отношений собственности.
Зарубежный опыт показывает, что реформа собственности государства и поиск иных видов присвоения зачастую проводятся в виде приватизации (лат. privatus — частный). Обычно под приватизацией понимается передача (продажа) принадлежащих государству предприятий, средств транспорта, жилых здании и т.п. в частную собственность. Однако на практике это не всегда означает преобразование государственной собственности в единоличное владение.
Например, в Англии консервативное правительство в 1979 г. решило сократить размеры государственного сектора экономики. Проводимая им приватизация состояла в следующих мерах: а) продаже государственных предприятий; б) реализации на рынке ценных бумаг принадлежавших государству акций корпораций и в) продаже муниципальных домов их жильцам. К 1987 г. в негосударственный сектор перешла 1/3 государственных предприятий, в которых имелось 60 тыс. рабочих мест.
Число акционеров возросло с 2,5 млн. человек в 1979 г. почти до 9 млн. человек в 1987 г. Государство получило от продажи своего имущества более 10 млн. фунтов стерлингов.
Во Франции один из видов приватизации превратился в постоянный процесс. Здесь государство либо покупает акции предприятий, либо продает их в зависимости от положения на рынке ценных бумаг.
Приведенные факты показывают следующее. Приватизация проводится по крайней мере по трем вариантам. В одном случае государственное имущество достается в конечном счете частным собственникам. В другом варианте отдельные лица, приобретающие государственные акции, становятся членами какого-то акционерного общества, .т.е. совладельцами общей долевой собственности.
В третьем случае государственные акции скупают какие-то корпорации. Значит, приватизация на деле означает превращение государственной (общей совместной) собственности в типы частною и общего долевого присвоения. Иначе говоря, приватизацию можно отождествить с разгосударствлением — пре-"образованием государственной собственности в различные формы негосударственного хозяйства.
Отсюда видна ошибочность официальной трактовки приватизации, которая была дана в начале российских реформ. Эта трактовка сводилась только к одному варианту приватизации — превращению государственной собственности в частную.
Исходя из такой установки, на практике зачастую крупное хозяйственное объединение дробили на небольшие части с тем, чтобы они могли достаться единоличному собственнику. Так, например, конструкторское бюро приватизировалось отдельно от завода, хотя подобное бюро не способно жить без завода.
Вторая проблема: каковы границы разгосударствления? Приватизацию можно считать, по-видимому, достаточно обоснованной, если ее масштабы соответствуют степени реального обобществления хозяйства, не разрушают технического, технологического и организационно-экономического единства и целостности какого-то звена производства. Но это условие в нашей стране нередко не учитывалось.
Характерен такой пример. В 1988 г. в Книге рекордов Гиннеса была зарегистрирована самая крупная в мире авиатранспортная компания — Аэрофлот СССР (в ней насчитывалось 1650 самолетов и вертолетов, которые обслуживали 3600 городов). Эта компания была разбита на 400 с лишним авиалиний. Но мелкие организации не смогли обеспечить комфортные и безопасные полеты пассажиров на новейших авиалайнерах.
У них не оказалось достаточных денежных средств, нужной технической базы и других условий.
Границы разгосударствления собственности определяются также общегосударственными интересами и условиями национальной безопасности. Приватизации не должны подвергаться стратегически важные объекты народного хозяйства. Однако в первые годы реформ такие требования часто нарушались.
Это нанесло большой ущерб военно-промышленному комплексу, призванному обеспечивать надежную обороноспособность страны.
Третья проблема: каковы должны быть сроки, разгосударствления собственности?
В Англии, как мы знаем, приватизация проводилась в течение восьми лет. Это объясняется тем, что здесь прежде, чем продать предприятие (или его акции), с каждым из них тщательно разбирались.
В нашей стране приватизация проводилась бешеными темпами. Ей не предшествовала какая-либо предварительная подготовка. Не проводилась инвентаризация предприятий (опись их имущества).
В условиях очень быстрого обесценения денег стоимость предприятий не была правильно оценена (они часто продавались по остаточной стоимости — по стоимости полностью износившегося оборудования). Поэтому многие заводы становились добычей ловких покупателей по цене, сопоставимой со стоимостью новой престижной квартиры.
Приватизация в нашей стране началась с октября 1992 г. На первом ее этапе, так называемой ваучерной приватизации, ставилась задача — покончить с государственным монополизмом собственности. Чтобы организовать обвальную приватизацию .за 22 месяца, каждому гражданину страны был предоставлен приватизационный чек (так называемый ваучер). С помощью чеков происходила бесплатная передача гражданам в процессе приватизации предприятий, их подразделений, имущества, акций и долей в акционерных обществах и товариществах.
О кавалерийских темпах приватизации в 1993 г., когда из государственного сектора выбыли 43 тыс. предприятий, говорят следующие цифры:
Приватизировано предприятий, тыс.: путем продажи акционированием Поступление средств от приватизации предприятий: приватизационных чеков, млн. денежных средств, млрд. руб. в том числе: личные средства граждан фонды экономического стимулирования предприятий средства предприятий-покупателей средства иностранных инвесторов |
42,9 29,4 13,5 46,8 450,3 50,1 19,1 208,0 1,0 |
По официальным данным, за период ваучерной приватизации (до 1 июля 1994 г.) было разгосударствлено 70% промышленных предприятий. Доля государственной собственности в общем объеме стоимости имущества составила 35%.
На первом этапе приватизации государство не получило высоких доходов от продажи государственного имущества. И это не случайно. Например, ускоренные темпы продажи акций повлияли на их низкую рыночную цену.
Если балансовая стоимость имущества (установленная по материалам бухгалтерского учета) возросла в 1000 раз, то цена акции увеличилась против номинала (нарицательной стоимости) не более чем в 30 раз.
С 1 июля 1994г. был объявлен второй этап приватизации, во время которого имущество государственных и муниципальных предприятий продается за деньги. Для этого предполагается продажа предприятий или их акций на аукционах (публичных торгах), разного рода конкурсах; выкуп арендованного имущества и другие способы приватизации.
Главная проблема второго этапа приватизации — способствовать появлению новых эффективных собственников. Речь идет о таких пред' приимчивых владельцах капитала, которые будут заинтересованы развивать производство и вложат в него средства, повышающие эффективность (результативность) хозяйственной деятельности.
Однако появлению эффективных собственников во многом мешает ряд отрицательных последствий первого этапа приватизации:
3/4 акционированных промышленных предприятий находятся в собственности трудовых коллективов. Они имеют контрольный пакет акций и не собираются продавать его какому-то постороннему лицу;
большое количество акций приобрели бесплатно за ваучеры мелкие собственники, которые заинтересованы лишь в получении наибольших дивидендов (доходов на акции) и не дают акционированным предприятиям никаких денежных средств;
имеющие большие денежные накопления отечественные торговые предприниматели, банки и иностранные капиталисты не стремятся приобретать акции приватизированных предприятий, ибо большинство последних не дает высоких прибылей или даже убыточны.
По-видимому, только с улучшением общего экономического положения в стране могут быть успешно решены сложные проблемы повышения эффективности работы приватизированных предприятий.
Начало реформирования государственной собственности открыло переходный период от государственного социализма к новой социально-экономической системе. Сейчас преждевременно описывать эту еще не сложившуюся систему. Однако на основании осуществленных реформ можно отметить некоторые ее наметившиеся черты.
Во-первых, речь идет о постсоциалистической экономике, поскольку разрушен государственный монополизм собственности как основы социализма.
Во-вторых, стада формироваться многоукладная экономика. Она включает все типы присвоения: а) общее совместное (государственное); б) частное; в) общее долевое.
В-третьих, государство и право в возрастающей степени регулируют струRтуру и характер развития отношений собственности в стране.
Таким образом, мы завершили анализ первого элемента системы экономических отношений общества — собственности и соответствующих социально-экономических отношений. Со следующей главы нам предстоит рассматривать комплекс организационно-экономических отношений.