Таблица 20.2.
Структура экспорта и импорта России в 1995 г. (в фактически действовавших ценах)1
Структура |
Экспорт |
Импорт2 |
||
млрд.долл. США |
% |
млрд.долл. США |
% |
|
Экспорт и импорт — всего и том числе: машины, оборудование и транспортные средства минеральные продукты металлы, драгоценные камни и изделия из них продукция химической промышленности, каучук древесина и целлюлозно-бумажные изделия текстиль и текстильные изделия кожевенное сырье, пушнина и изделия из них продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного) прочие товары |
66,0 5,2 26,4 19,0 6,2 3,8 0,8 0,3 2,3 2,0 |
100 7,8 39,9 28,8 9,4 5,8 1,2 0,4 3,4 3,3 |
33,1 12,5 0,9 1,6 3,7 1,0 1,5 0,1 9,6 2,2 |
100 37,7 2,7 4,9 11,2 2,9 4,6 0,4 28,9 6,7 |
1 Без государств - участников СНГ.
2 Без неорганизованной торговли.
Из данных таблицы 20.2 видно, что экспорт России в зарубежные страны состоит преимущественно из минеральных продуктов, металлов, драгоценных камней и изделий из них, древесины и целлюлозно-бумажных изделий (74,5% стоимости всех экспортных товаров). В импорте же преобладают машины, оборудование и транспортные средства, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (несмотря на достаточно высокий потенциал отечественного производства сельскохозяйственных продуктов), продукция химической промышленности и каучук (77,8% стоимости всех ввозимых товаров).
Вместе с тем наша страна обладает исключительными возможностями для развития международного экономического сотрудничества. Только стоимость разведанных и предварительно оцененных запасов минерального сырья в России на 1994 г. составляла 28 трлн. долл., что равняется стоимости валового внутреннего продукта (стоимости всех товаров и услуг, произведенных в стране) за 20 лет. Сейчас доля России в мировой добыче составляет по углю, нефти и газу от 10 до 30%, по металлам — 10—15%.
Известно, что вывоз за рубеж готовой продукции дает по крайней мере в 10 раз больше экспортного дохода, чем продажа на мировом рынке сырья и энергоносителей. Поэтому становится очевидной очень неблагоприятная нынешняя структура внешней торговли России.
Развитие внешней торговли во многом определяется уровнем цен на мировом рынке. Мировая цена товара, поступающего во внешнеторговый оборот, отражает его интернациональную стоимость, изменения соотношений спроса и предложения благ и услуг, а также степень влияния конкуренции и монополии на всемирном рынке. Вот как это происходит. Торговые партнеры существенно отличаются по среднему уровню производительности живого и овеществленного труда.
Однако в условиях свободной конкуренции интернациональная стоимость устанавливается по затратам стран, в которых производится преобладающая масса поступающих на рынок товаров.
Экономически менее развитые страны, изготавливающие продукты с большими издержками производства, при продаже своих изделий по мировым ценам теряют часть национальных затрат труда. Но они получают выигрыш от внешней торговли, покупая нужные им блага на мировом рынке по ценам, более низким, чем национальные издержки. В то же время подрывается выпуск традиционных продуктов в менее развитом государстве, поскольку такие изделия оказываются неконкурентоспособными по сравнению с импортными вещами.
Для современного всемирного рынка типичен неэквивалентный обмен, так как здесь монополизация развита в большей степени, чем во внутренней торговле. Через каналы частных монополий, контролирующих мировой рынок, реализуется от 70 до 90% всех продуктов, экспортируемых развивающимися государствами. Монополии добиваются отклонения цен от естественных уровней, определяемых состоянием всемирного рынка. Они искусственно создают нехватку одних вещей или ограничивают спрос на другие, затоваривают рынок, чтобы сбить цены, или придерживают продукты, чтобы повысить цену.
В итоге международные фирмы устанавливают выгодные им высокие цены на реализуемые ими продукты и относительно низкие — на закупаемые.
Деятельность монополий порождает множественность цен на мировом рынке. На один и тот же товар может существовать разная цена в зависимости от того, кто его покупает, от места продажи, валюты, в которой производятся платежи, и ряда других обстоятельств. В этих условиях наиболее представительными ценами, которые могут рассматриваться как мировые, являются цены, характерные для крупных регулярных операций, совершаемых в важнейших центрах мировой торговли.
Международные монополии проводят неэквивалентный обмен с помощью ножниц цен. Так, в 50—60-е годы более высокими темпами росли цены на готовые изделия, выпускаемые западными странами. В то же время падали цены на сырьевые товары.
В середине 70-х годов развивающиеся страны резко повысили цены на нефть и нефтепродукты: в 1981 г. они были в 16 раз выше, чем в 1972 г. Однако постепенно цены на готовые изделия также увеличивались и подтягивались к новому уровню цен на топливно-сырьевые ресурсы. В странах Запада под влиянием более экономного использования сырья и энергоносителей, внедрения ресурсосберегающих технологий во второй половине 80-х годов цены на топливо и сырье резко упали. В 1988 г. цены на нефть снизились более чем вдвое по сравнению с уровнем 1981 г.
Поскольку национальное хозяйство всех стран в той или иной мере зависит от экспорта и импорта, которые затрагивают экономические интересы разных слоев населения, государство в законодательном порядке устанавливает определенные правила и условия внешней торговли. Исторически сложились два противоположных вида внешнеторговой политики: протекционизм и свобода торговли.
Протекционизм — система ограничений импорта, когда вводятся высокие таможенные пошлины, запрещается ввоз определенных продуктов, количественно регламентируется импорт, используются дискриминационные качественные стандарты и другие меры, препятствующие конкуренции иностранных изделий с местным производством. Политика протекционизма защищает национальную промышленность и сельское хозяйство, поощряет развитие отечественного производства, способного заменить импортные товары.
Однако протекционизм имеет оборотную сторону. Благодаря ему поддерживается завышенный уровень цен на продукты, защищенные высокими пошлинами. Ослабляются побудительные стимулы к техническому прогрессу в отраслях, огражденных от иностранной конкуренции. Усиливается нелегальный ввоз товаров без таможенного контроля.
К тому же ответные меры стран — торговых партнеров отрицательно сказываются на возможностях экспорта и могут нанести национальному хозяйству ущерб, превышающий его выигрыш от мер таможенной защиты.
Свобода торговли — внешнеторговая политика, при которой таможенные органы выполняют только регистрационные функции. Они не взимают импортных и экспортных пошлин, не устанавливают каких-либо количественных или иных ограничений на внешнеторговый оборот. Такую политику проводят страны с высокой эффективностью национального хозяйства, которая позволяет местным предпринимателям не только выдерживать иностранную конкуренцию, но и прорывать протекционистские таможенные барьеры, расширяя доступ своих товаров на всемирный рынок.
В большинстве случаев правительства проводят гибкую внешнеторговую политику. Они избирательно используют методы протекционизма и вводят элементы свободной торговли. При этом обеспечиваются благоприятные условия в экономических связях с другими странами: с ними заключаются торговые сделки, содержащие пункты о взаимных обязательствах в области внешнеторговой политики.
Часто государства идут на торговые соглашения о принципе наибольшего благоприятствования. Каждая из договаривающихся сторон обязуется предоставлять своему партнеру такие же права и льготы, которые оно уже дало другим партнерам. Поэтому отказ предоставить принцип наибольшего благоприятствования какой-либо стране фактически означает, что против нее применяются экономические ограничения.
Сильные в экономическом отношении государства нередко проводят наступательную торговую политику. Они применяют протекционизм как средство наводнить рынки других стран своими изделиями, взламывают их таможенные барьеры. Завышенные таможенные пошлины позволяют им поддерживать у себя такой высокий уровень цен, который компенсирует бизнесменам потери от уплаты пошлин в странах, подвергающихся торговой агрессии. Кроме того, проводится товарный демпинг, ослабляющий позиции конкурентов на всемирном рынке.
Товарный демпинг — вывоз продукции за границу по ценам, значительно более низким, чем цены внутри данной страны или на мировом рынке, в интересах устранения конкурентов и захвата внешних рынков.
Иногда агрессивная торговая политика используется для вмешательства во внутренние дела других государств и как орудие давления, преследующее политические и военно-стратегические цели. При этом используются различные меры торговой дискриминации, односторонних запретов, ограничительных условий в области как импорта, так и экспорта, транспортных перевозок, внешнеторгового кредита.