Приходится сталкиваться со значительными трудностями.


Международный кредит в мировом капиталистическом хозяйстве имеет важные экономические последствия. Он выравнивает степень выгодности применения капитала в разных странах и способствует усреднению нормы прибыли в рамках всего мирового хозяйства. Более того, этот кредит служит фактором увеличения выгодности капиталовложений.

Ведь он позволяет производительно использовать временно высвобождающийся денежный капитал там, где ощущаются наибольшие потребности в нем и, следовательно, выше прибыльность капиталовложений.
Используя международный кредит, государство может ускорить свое хозяйственное развитие. На средства иностранного займа строятся новые предприятия, продукция которых пользуется спросом не только внутри страны, но и на мировом рынке. Деньги в иностранной валюте, получаемые от экспорта таких товаров, позволяют в обусловленные сроки рассчитаться по займу и часть прибыли предприятий использовать для других внутренних целей.

В результате обеспечивается взаимная выгода кредитора и должника.
В то же время международный кредит может повлечь за собой серьезные экономические потрясения и острые противоречия. Так, в 70-е и 80-е годы основной жертвой обострившихся конфликтов на международном рынке ссудного капитала стали многие развивающиеся страны. Они брали займы из-за постоянно ухудшающегося хозяйственного положения, участия в гонке вооружений и по другим причинам.

Однако кXедиты выдавались без необходимого экономического обоснования, расходовались неэффективно и нередко расхищались правящими кругами государств.
В итоге многие государства не могут выполнить обязательств по своему внешнему долгу. Проценты и амортизация в ряде случаев поглощают до половины и более всех поступлений от экспорта товаров. В 80-е годы отдельные развивающиеся страны были вынуждены приостановить или ограничить погашение долгов. Вместе с тем значительно сократилось и предоставление им новых кредитов. Внешний долг стал большим препятствием на пути дальнейшего экономического развития, привел к серьезному ухудшению условий жизни большей части населения.

Он используется западными государствами, международными финансовыми учреждениями, выражающими интересы кредиторов, для вмешательства во внутренние дела стран-должников.
Важную роль в развитии всемирных экономических отношений играет международная миграция рабочей силы — перемещение масс трудящихся из своих стран в другие в поисках работы.
Несмотря на наличие безработицы, предприниматели западноевропейских государств широко используют рабочих, прибывающих из регионов с менее высоким уровнем хозяйственного развития и с более дешевой рабочей силой. Такие люди с готовностью берутся за тяжелую, опасную и грязную работу, трудятся дольше, чем обычно полагается в данной стране, на них идет меньше социальных расходов. В случае необходимости их легко уволить с предприятиям.

И несмотря на все это, иностранные рабочие получают в развитых странах более высокую заработную плату, чем на родине.
Использовать иностранную рабочую силу выгодно предпринимателям. В этом случае повышается норма прибыли за счет более низкой оплаты труда самих иммигрантов, а также в результате соответствующего давления на общий уровень заработной платы в стране в сторону его понижения. Наплыв работников из-за границы осложняет проблему занятости, отрицательно воздействует на экономическое положение трудящихся.

В результате возникают конфликты между националистически настроенными слоями местного населения и иностранцами, приводящие в ряде случаев к трагическим последствиям.
Экономические связи во всемирном хозяйстве становятся более прочными, когда происходит миграция рабочей силы из промышленно развитых стран в освободившиеся государства. Центрами притяжения иностранных рабочих и специалистов стали страны Ближнего Востока, Персидского залива, собственные трудовые ресурсы которых не позволяли освоить богатейшие нефтяные месторождения. В некоторых из них иммигранты составляют большую часть всего населения.

Главные выгоды от миграции получают государства, потребляющие добываемую в районе Персидского залива нефть, корпорации, для которых таким способом решаются топливно-энергетические проблемы.


По мере развертывания научно-технической революции все более усиливается переезд высококвалифицированных работников из одних стран в другие, получивший название утечки мозгов. По самым различным причинам большое число ученых, инженеров, врачей и других специалистов с высшим образованием эмигрируют из европейских государств за океан. Корпорациям и государственным службам западных стран выгоднее приобретать уже готовых специалистов из иных регионов, чем обучать их у себя.

Для развивающихся стран утечка мозгов оборачивается крупным экономическим, социальным, политическим и нравственным ущербом.
Как известно, в Советском Союзе миграция рабочей силы была практически запрещена. В начале 90-х годов она стала осуществляться на законном основании. О масштабах этого нового явления свидетельствуют данные Федеральной миграционной службы России (табл.

20.4).
Таблица 20.4.
Численность российских граждан,
трудоустроенных за границей, 1995 г.


Регион
Тыс. чел.
% к итогу
В странах Европы
в том числе:
в Германии
в Греции
на Кипре
на Мальте
в Польше
В странах бывшего СССР
В странах Азии
В странах Африки
В странах Америки
в том числе
в США
В Австралии
Всего
7756
  770
1952
3737
237
153
5
1777
427
1048
  93
167
11176
69,4
  6,9
17,5
33,4
2,1
1,4
0,0
15,9
3,8
9,4
  0,8
1,5
100

Подавляющее большинство российских граждан, стремящихся в другие страны, пытаются устроиться там на работу. Однако им приходится сталкиваться со значительными трудностями. Прежде всего важно иметь в виду, что каждое государство пытается защитить свой рынок труда от наплыва иностранной рабочей силы. Перед каждым прибывшим в другую страну стоит главный вопрос — как найти себе подходящее занятие в совершенно незнакомой стране.

Реальную помощь им могут оказывать посреднические фирмы, занимающиеся трудоустройством наших граждан за границей. Эти фирмы должны получить лицензии на занятие такой деятельностью от Федеральной миграционной службы России. Если же посредническая фирма работает на рынке труда без лицензии, то вся прибыль, полученная ею при трудоустройстве российских граждан за рубежом, изымается органами миграционной службы в государственный бюджет.
В 1993 г. введены правовые нормы, регламентирующие порядок привлечения и использования в нашей стране иностранной рабочей силы. О масштабах использования труда иностранных работников свидетельствуют данные таблицы 20.5.
Таблица 20.5.
Численность иностранных граждан, привлеченных на работу
в России в 1995 г.

Регион
Тыс. чел.
% к итогу
Из стран Европы
Из стран бывшего СССР
из них:
Украина
Белоруссия
Молдавия
Из стран Азии:
из них:
Китай
КНДР
Из стран Америки
Всего
50,7
141,2
  94,2
11,1
6,7
85,8
  26,5
15,0
3,0
281,1
18,0
50,2
  33,5
4,0
2,4
30,5
  9,4
5,3
1,1
100

Правовое регулирование процесса привлечения и использования в нашей стране иностранной рабочей силы призвано, во-первых, осуществлять принцип приоритетного права российских граждан на занятие вакантных рабочих мест. Во-вторых, такое регулирование должно обеспечивать равные с гражданами Российской Федерации условия и оплату труда иностранных работников. В-третьих, оно должно предотвращать отрицательное воздействие найма иностранных работников на условия занятости российских граждан.
Набирающая силу интернационализация производства порождает новые организационные формы, которые позволяют преодолеть препятствия, создаваемые государственными границами. Важнейшей из таких форм стала интеграция национальных хозяйств. Экономическая интеграция действует в соответствии со специальными соглашениями и обладает своей организационной структурой, включающей общие руководящие и иные учреждения.

На территории стран-участниц развертываются определенные виды хозяйственной деятельности на особых, льготных по сравнению с остальными государствами, условиях.
Экономическая интеграция — это высшая на современном этапе ступень интернационализации хозяйственной жизни. В результате интеграции углубляется международное разделение труда, что интенсифицирует обмен товарами, услугами, капиталами и рабочей силой. Повышается уровень обобществления производства, а это требует целенаправленного, планомерного регулирования экономических процессов в масштабе межгосударственных объединений.
В различных регионах земного шара сложилось несколько интеграционных объединений. Они существенно отличаются друг от друга и по характеру складывающихся между странами-участницами отношений, и по организационным формам, и по последствиям для национальных хозяйств и населения.
Ряд западноевропейских государств (Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург) в 1958 г. создали Европейское экономическое сообщество (ЕЭС). Это сообщество превратилось в мощную экономическую группировку, превосходящую по численности население США в 1,4 раза и обладающую сравнимым с ними хозяйственным потенциалом. Одновременно с расширением состава ЕЭС происходил переход от преимущественно торгового сотрудничества к интегрированию других сфер хозяйства, включая научно-техническую деятельность (организация совместных исследований и разработок, создание общих программ).



Содержание раздела