Это регулирование проводится по четырем направлениям. Первое направление: ограничивается монополизация рынка. При этом под монополизацией подразумевается не укрупнение производства, а только серьезное ограничение торговли.
По сути дела, главным в 1-й статье Акта Шермана является следующее положение. Незаконным признается трест, или в другой форме сговор, направленный на ограничение торговли между несколькими штатами или иностранными государствами. Монополизацией рынка признано обладание рыночной долей, равной (или превышающей) 60%.
Иначе говоря, монопольное положение фирмы в определенной отрасли само по себе не преследуется. Предприятия монополизированных отраслей не могут автоматически числиться в нарушителях закона. Это противоречит демократической основе права — презумпции невиновности (признанию факта юридически достоверным, пока не будет доказано обратное).
Законом запрещены лишь формы монополистического поведения на рынке, наносящие вред другим участникам торговых сделок. К тому же хозяйственные объединения, монополизировавшие производство определенной продукции, имеют возможность сбывать свой изделия за пределами национального рынка — во внешней торговле.
Второе направление: запрещается слияние конкурирующих компаний. В Акте Клейтона, принятом в 1914 г., такое слияние расценивалось как усиливающее монополизацию и ослабляющее конкуренцию. На этом основании ряд монополистических объединений был распущен.
Правда, Актом Клейтона не приостановлен процесс централизации экономики. Ежегодно в США проходит до двух тысяч слияний фирм. И лишь их малая часть контролируется государством.
Третье направление: запрещается установление монопольных цен (в том числе лидерство фирм в повышении цен и другие виды сговора в отношении цен). За выполнением запрета следит Федеральная торговая комиссия, созданная в 1914 г. С 1914 по 1977 г. Комиссия издала более 1400 приказов, запрещающих монопольный сговор в отношении цен.
Четвертое направление: сохранение и поддержание конкуренции в ее цивилизованных формах.
Необходимость такого рода правовых мер связана с распространением недобросовестных методов соперничества. В арсенал этих методов вошли подделка продукции конкурентов, нарушение патентов, копирование товарных и фирменных знаков, обман потребителей.
Американское антимонопольное законодательство признало незаконными нечестные, или обманные, методы конкуренции. В их числе снижение цен (демпинг) для подрыва позиций конкурентов, применение фальшивой рекламы продовольственных товаров, лекарств и косметических средств, медицинских инструментов.
К началу 90-х годов XX в. антимонопольное законодательство было принято более чем в 40 странах с развитой и развивающейся экономикой. Национальные законодательства отражают специфические условия своих стран. Вместе с тем антимонопольное законодательство имеет единые основы. Оно, во-первых, ставит под государственный контроль слияние компаний.
Во-вторых, запрещает соглашения и сговоры фирм в отношении цен и условий торговли. В-третьих, оно пресекает недобросовестную конкуренцию.
В 90-х годах в России сделаны первые шаги по разработке и применению антимонопольного законодательства. В новом Уголовном кодексе к преступлениям отнесены монополистические действия и ограничения конкуренции. Речь идет о монополистических действиях, которые совершены путем установления монопольно высоких или монопольно низких цен.
Уголовно наказуемым признано также ограничение конкуренции путем раздела рынка, ограничения доступа на рынок, устранения с него других субъектов экономической деятельности, установления или поддержания единых цен (УК РФ, пункт 1 статьи 178).
К числу экономических преступлений относится принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения (статья 179); незаконное использование чужого товарного знака (статья 180); использование в рекламе заведомо ложной информации относительно товаров, работ или услуг, а также их изготовителей (исполнителей, продавцов), совершенное из корыстной заинтересованности и причинившее значительный ущерб (статья 182).
Другая сторона заключается в том, что на рынке, где продаются однородные товары (например, аптеки, рестораны) имеется много разных конкурентов, которые в целях привлечения покупателей вынуждены прибегать к дифференциации товаров и услуг.
Э.Чемберлин так описывает приемы, применяемые в монополистической конкуренции. Дифференциация может базироваться на определенных особенностях самого продукта, вроде таких, как особые запатентованные свойства — фабричные марки, фирменные названия, своеобразие упаковки или тары (если таковые имеются), или же таких, как индивидуальные особенности, относящиеся к качеству, форме, цвету или стилю. Дифференциация может существовать в отношении условий, сопутствующих продаже товара.
В розничной торговле... эти условия включают в себя такие факторы, как удобство местонахождения продавца, общая атмосфера или общий стиль, свойственные его заведению, его манера ведения дел, его репутация как честного дельца, любезность, деловая сноровка и все личные узы, которые связывают его клиентов либо с ним самим, либо с теми, кто у него работает57.
Таковы характерные черты одной формы синтеза монополии и конкуренции. В западных странах существует и другая подобная форма — олигополия.
Олигополия (греч. oligos — немногий; poleo — продаю) — господство небольшого числа крупнейших фирм в производстве и на рынке. В США олигополию обычно образуют четыре ведущих фирмы отрасли, продающих на рынке до 60% всей продукции. При этом монополизация производства может достигать еще больших масштабов.
Примером может служить автомобильная промышленность США, где три гиганта — Дженерал моторе, Форд и Крайслер — производят свыше 90% всей продукции.
Олигополии возникли неслучайно. На Западе государство активно вмешивается в хозяйственную деятельность монополий. Так, оно устанавливает контроль за ценами, чтобы сдерживать инфляцию и регулировать уровень цен в высококонцентрированных отраслях, где сильнее всего развита монополизация. Специальные государственные органы наблюдают за ценами, объемами производства, входом и выходом фирм из отраслей.
Они содействуют выполнению антимонопольного законодательства.