3. Норма прибыли торгового бизнеса
Степень выгодности торгового бизнеса во многом определяется особенностями и экономической ролью коммерческой деятельности. Еще в эпоху классического капитализма возникли два вида предпринимательства в разных сферах: в производстве и в торговле. Так сложилось разделение хозяйственной деятельности между массовым производством товаров, с одной стороны, и продажей оптовых партий изделий в розницу населению — с другой.
Это разделение труда оказалось выгодным производителям. Фирмы-изготовители не содержат сети розничных магазинов по реализации своей продукции. Они быстро сбывают все изделия торговцам-оптовикам и сразу же получают деньги, позволяющие расширить производство. В свою очередь, торговый бизнес сосредоточивает свои усилия на продаже товаров, создавая сеть универсальных и специализированных магазинов.
Это, естественно, позволяет лучше изучать потребительский спрос, качественнее и быстрее удовлетворять потребности людей.
Рассмотрим подробнее, как действуют торговые посредники. Узловыми пунктами их хозяйственного движения являются оптовая и розничная формы торговли.
Оптовые закупки могут осуществляться в виде прямых поставок товаров в торговое предприятие из фирмы-изготовителя, которые предусмотрены договором этих хозяйственных субъектов, и в виде заключения сделок о поставке продукции на товарной бирже.
Товарная биржа — оптовый рынок, где продаются массовые заменяемые сырьевые и продовольственные товары. Эти блага называются заменяемыми, поскольку речь идет не о каких-то совершенно определенных, точно и конкретно установленных, а о любых товарах данного вида.
Товарная биржа — такое учреждение, где реализуются не сами товары, а лишь заключаются контракты (соглашения со взаимными обязательствами для договаривающихся сторон) на их поставку. При этом продукты продаются: а) по стандартам, в которых дан перечень необходимых признаков (качество, сортность и т.п.) и б) по образцам (зерно, сахар, шерсть, хлопок, кофе, каучук, металлы).
Согласно Закону Российской Федерации О товарных биржах и биржевой торговле (1992), участники биржевой торговли в ходе биржевых торгов могут совершать сделки, связанные:
— с взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара;
— с взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара с отсроченным сроком его поставки (форвардные сделки);
— с взаимной передачей прав и обязанностей в отношении стандартных контрактов на поставку биржевого товара (фьючерсные сделки);
— с уступкой прав на будущую передачу прав и обязанностей в отношении биржевого товара или контракта на поставку биржевого товара (опционные сделки);
— другие сделки в отношении биржевого товара, контрактов или прав, установленные в правилах биржевой торговли.
Товарные биржи позволяют выявить реальные (оптовые) рыночные цены с учетом складывающегося спроса и предложения. Поэтому фирмы, закупающие товары оптом (не только торговые предприятия, но и промышленные фирмы-изготовители), всегда следят за биржевыми ценами, которые складываются на национальных и мировых оптовых рынках. Известны, например, товарные биржи в Нью-Йорке (специализированные биржи хлопка, кофе, сахара, какао и т.п.), в Чикаго (зерновая биржа).
Торговый капитал доводит продукцию производителей до потребителей через розничную торговлю, в которой товары продаются населению в небольших количествах. На начальном этапе развития торгового капитала в розничной торговле преобладали сравнительно мелкие торговцы и торговые кооперативы, которые закупали товары у производителей и продавали их членам кооператива или же сбывали на рынке продукцию крестьян и ремесленников. В интересах потребителей получили распространение разнообразные формы торговых операций и предприятий: специализированные и универсальные магазины, посылочная торговля, продажа товаров в кредит.
Наряду с предприятиями, обслуживающими массовых покупателей, на Западе имеются магазины, где продаются сверхмодные и престижные товары для самых богатых людей. Например, в штате Техас США прославился магазин Маркуса, где можно купить носовой платок за 500 долл., здесь же можно заказать в подарок, скажем, слона, и его доставят в нужный срок...
Мелкие торговые предприятия служат для крупных производителей своеобразными датчиками информации, чутко реагирующими на изменения рыночной конъюнктуры.
Во-вторых, крупные торговые монополии, сосредоточившие в своих руках значительную часть товарооборота, диктуют правила поведения не только субъектам рынка, но и промышленным предприятиям. Например, торговые монополии Японии возглавляют монополистические кланы (группы родственников), куда входят промышленные и банковские монополии, а также мелкие и средние предприятия промышленности и сферы услуг.
Норма прибыли торгового капитала — это отношение торговой прибыли к авансированному торговому капиталу, выраженное в процентах.
Теперь детально проанализируем торговую прибыль, чтобы затем лучше представить себе то, от каких факторов зависит ее величина. Начнем с выяснения первоначальных затрат Д на торговый бизнес. Эти затраты складываются из двух основных элементов:
— расходов на закупку товаров по оптовым ценам Цо;
— торговых издержек Ит (затрат по организации торгового предприятия).
Следовательно, авансированный торговый капитал будет представлять собой сумму, во-первых, затрат на покупку всех товаров Т по их оптовым ценам Цо и, во-вторых, торговых издержек:
В свою очередь сумма продаж продукции по ее розничным ценам — это произведение количества реализованных товаров Т на их розничную цену Цр.
.
Теперь мы можем расшифровать формулу торговой прибыли следующим образом:
Вполне очевидно, что масса (абсолютная величина) торговой прибыли зависит от: а) количества реализованных товаров; б) уровня оптовых и розничных цен, соотношения между ними; в) издержек торговой деятельности. Само собой разумеется, что и величина нормы торговой прибыли определяется этими же факторами.
Не все указанные факторы подконтрольны торговому бизнесу. От его деятельности в большой мере зависят торговые издержки.
Издержки по организации розничной торговли И-\ подразделяются на два вида.
Первый вид издержек — прямые (или переменные) расходы. Их величина изменяется в прямой пропорции с динамикой объема продаж товаров. Говоря конкретнее, в прямые издержки входят: а) затраты на покупку товаров по оптовым ценам и б) транспортные расходы.
Второй вид расходов — косвенные (или условно постоянные) издержки. Они почти не зависят от объема продаж продукции. Сюда включаются расходы по содержанию торгового предприятия: заработная плата сотрудников, плата за аренду помещения, страховой взнос, коммунальные услуги (телефон, электричество и т.п.).