— предоставление максимума удобств для потребителей (шведский стол в ресторанах, гостиницах);
— профессионально поставленная реклама.
Четвертое требование маркетинга: определить позицию на рынке (установить, где и когда выгоднее всего продавать товар). Несоблюдение такого условия приводит к серьезным ошибкам.
Так, в одном из штатов США обанкротились два маленьких ресторана. В них был подготовлен широкий выбор блюд итальянской кухни по довольно высоким ценам. Но среди местных жителей было много людей шведского происхождения со средним уровнем дохода.
Как свидетельствует многолетний опыт, применение маркетинга позволяет производителям в корне улучшить удовлетворение рыночного спроса. Однако нельзя не видеть оборотной стороны маркетинга:
— повышение цен из-за дорогой, хотя и красивой, упаковки;
— большие расходы.на кредит покупателям, послеторговый сервис
и т.д.;
— широкое распространение назойливой и зачастую недостоверной рекламы;
— применение ядовитых красителей, вредных пищевых добавок, придающих товарам более привлекательный вид;
— рекламирование вредных для здоровья товаров: сигарет, спиртных напитков и т.п.
Против таких отрицательных действий фирм применяются соответствующие противодействия. Во многих странах законодательство предусматривает защиту прав потребителей; усиливается контроль за качеством продукции; регламентируется рекламная деятельность, с тем чтобы она не наносила ущерб людям. В этом же направлении развертывается активная деятельность обществ, защищающих права потребителей.
Российское законодательство предусматривает ряд мер, способствующих зашлите прав потребителя. Так, в Гражданском кодексе РФ предусматривается возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков товаров, работ или услуг. Речь идет о том, что вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица вследствие конструктивных, рецептурных или иных недостатков товара, работы или услуги, а также вследствие недостоверной или недостаточной информации о товаре (работе, услуге), подлежат возмещению продавцом или изготовителем товара, лицом, выполнившим работу или оказавшим услугу (исполнителем), независимо от их вины и от того, состоял потерпевший с ними в договорных отношениях или нет (статья 1095).
Существенным дополнением к законодательным мерам по улучшению правоотношений в сфере рынка стал появившийся 7 февраля 1992 г. Закон РФ О защите прав потребителя. Этот Закон регулирует отношения между производителями, продавцами и потребителями, а также предусматривает механизм защиты прав последних. Одним из органов, который призван стоять на страже законных интересов потребителей, является Государственный комитет РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур.
На страже законных интересов потребителей стоят правовые нормы Уголовного кодекса РФ. Так, в уголовном порядке преследуется заведомо ложная реклама: использование в рекламе заведомо ложной информации относительно товаров, работ или услуг, а также их изготовителей (исполнителей, продавцов), совершенное из корыстной заинтересованности и причинившее значительный ущерб (статья 182).
Преступлением расценивается обман потребителей: обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (услуги) или обман потребитMлей в организациях, осуществляющих реализацию товаров или оказывающих услуги населению, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли (услуг), если эти деяния совершены в значительном размере (пункт 1 статьи 200).
Итак, исходящий из требовании правовых законов маркетинг фирмы-производителя объединяет в единое целое совершенствование производственной деятельности и улучшение рыночных связей с потребителями их продукции. Одновременно прогрессируют экономические показатели как изготовления, так и реализации товаров, что в конечном счете ведет к увеличению массы и нормы прибыли.
Когда производственные и торговые предприятия обеспечивают нормальное получение прибыли, то они закладывают прочную основу для экономических отношений с собственниками кредитных средств.
Вид розничного товарооборота |
1993 |
1995 |
||
Млрд. руб. |
В % к итогу |
Млрд. руб. |
В % к итогу |
|
Розничный товарооборот — всего в том числе по формам собственности: негосударственная государственная |
5862 45138 13626 |
100 77 23 |
553466 481304 72162 |
100 87 13 |
Таблица 11.3.
Основные показатели деятельности товарных бирж в 1992 и 1995 гг.
Показатель |
1992 |
1995 |
Число бирж и товарных отделов товарно-фондовых бирж |
224 |
91 |
Среднесписочная численность работавших на биржах (включая совместителей), тыс. чел. |
9,8 |
2,0 |
Число брокерских контор, фирм (на конец года), тыс. |
42,3 |
21,0 |
Число проведенных торгов, тыс. |
19,7 |
6,6 |
Число заключенных сделок, тыс. |
147,7 |
125,2 |
Оборот бирж (в фактически действовавших ценах)1, млрд.руб. |
335,1 |
1675 |
1 Без оборота по фьючерсным сделкам.
6. Вопросы о торговой прибыли
6.1. Каковы источники обогащения торгового капиталиста?
6.2. Можно ли получать торговую прибыль, продавая товары по их стоимости?
6.3. Кто в нормальных условиях получает большую норму прибыли: промышленный или торговый капиталист?
6.4. На какие цели идет торговая накидка?
6.5. Что представляют собой издержки обращения (чистые и дополнительные)?
7. Дискуссионные вопросы
Может ли современная крупная фирма обойтись без маркетинга?
На использовании каких экономических законов основывается маркетинг?