В самом начале проведения приватизации в стране не было устойчивой нормативной базы для проведения сде-лок с ценными бумагами, поэтому стало возможным возникновение финансовых пирамид (МММ). Было подорва-нодоверие вкладчиков к фондовому рынку.
Пока потенциальные инвесторы предпочитают вкладывать средства в существенно более доходные и надеж-ные финансовые активы, в том числе в государственные ценные бумаги.
В России имеются хорошие традиции и их необходимо вспомнить, восстановить и развивать.
Формирование рынка ценных бумаг в России в значительной степени связано с темпами приватизации в стра-не и созданием класса собственников.
Приватизация означает преобразование государственной собственности в собственность граждан или юриди-ческих лиц.
Сейчас в России выбрана смешанная модель финансового рынка, на котором одновременно и с равными пра-вами присутствуют и коммерческие банки, имеющие все права на операции с ценными бумагами, и небанковские инвестиционные институты.
Одним из наиболее объемных является рынок государственных долговых обязательств, включающий:
-долгорочные и среднесрочные облигационные займы, размещенные среди населения;
-государственные краткосрочные облигации различных годов выпуска;
-долгосрочный 30-летний облигационный займ 1991 года;
-внутренний валютный облигационный займ для юридических лиц;
-казначейские обязательства.
Рынок частных ценных бумаг:
-эмиссия акций преобразованных в открытые акционерные общества государственных предприятий;
-эмиссия акций и облигаций банков;
-эмиссия акций чековых инвестиционных фондов;
-эмиссия акций вновь создаваемых акционерных обществ;
-облигации банков и предприятий.
ВОПРОС 10. КАКОВЫ ОСОБЕННОСТИ НАШЕГО КРЕДИТНОГО МЕХАНИЗМА ПО СРАВНЕНИЮ С КРЕДИТНЫМИ МЕХАНИЗМАМИ ЦИВИЛИЗОВАННЫХ СТРАН?
Кредитный механизм это механизм реализации собственности на ссудный фонд, выступающий в той или иной организационной форме кредитных отношений, адекватных данному уровню развития производительных сил.
Но необходимо дальней-шее совершенствование системы многосторонних расчетов.
Ипотечный кредит предоставляется ипотечным банком под залог недвижимого имцущества, оценку которого производит банк. Ипотечный кредит всегда бывает долгосрочным (от 5 до 50 лет), как правило в пределах 50-60% от оценочной стоимости заложенного имущества. Народохозяйственное значение ипотечного кредита состоит в широком вовлечении в коммерческий оборот крупных капиталов в виде закладных листов, представляющих нед-вижимость, под которую выданы ссуды банка.
В СССР предоставление ипотечного кредита прекращено после кредитной реформы 1930 года.
ВТОРАЯ ОСОБЕННОСТЬ связана с различиями в материально-технических базах кредитных систем. Россия вступает в эпоху электроники с большим опозданием, а кредитная система находится на стадии простой коопера-ции.
ТРЕТЬЯ ОСОБЕННОСТЬ это отсутствие нормативной базы государственного регулирования кредитной сфе-ры. В отличие от России в цивилизованных странах кредитное дело занимает одно из ведущих мест в системе регу-лирования экономики.
ЧЕТВЕРТАЯ ОСОБЕННОСТЬ заключается в отсутствии «гласности» в кредитной сфере. Сейчас формируется международный рынок ссудных капиталов, когда кредитные механизмы различных стран переплетаются, интегри-руются, становятся взаимозависимыми.
Сразу после Октябрьской революции 1917 года государство энергично приступило к реализации идеи единого банка. Упразднены ипотечные банки: Государственный, Дворянский земельный банк, Крестьянский поземельный банк. Принят декрет «О национализации банков», которым банковское дело объявлялось государственной монопо-лией.
Также ликвидируются общества взаимного кредита. В декабре 1918 года национализируется Московский народный (кооперативный) банк, который был слит с Народным банком республики. Одновременно ликвидируют-ся городские общественные банки и частные земельные банки.
В апреле 1919 года Совнарком прекратил деятель-ность функционировавших в пределах РСФСР иностранных банков.
В итоге страна получила своеобразный единый банк в лице Народного банка РСФСР, но к концу 1919 года из-за свертывания товарно-денежных отношений в государственном секторе народного хозяйства, преведшего к рез-кому сужению сферы кредитования и расчетов, он практически прекратил свои операции и был упразднен Декретом СНК от 19 января 1920 года.
Основной задачей банков в период СССР была поддержка развития внешне-экономических связей страны. Бан-ки выполняли депозитные, кредитно-расчетные, валютные и прочие операции на международных финансовых рынках.
В середине 80-х годов стали предприниматься попытки реорганизации банковской системы, которые в целом лишь усугубили недостатки в работе банков.
Верховным Советом СССР на союзном уровне 11 октября 1990 года приняты законы «О государственном банке СССР» и «О банках и банковской деятельности». В Российской Федерации законы «О Центральном банке РСФСР»(банке России), и «О банках и банковской деятельности в РСФСР» (2 декабря 1990 года).
После распада СССР из-за изменений в политике и экономике банковская система уже не могла эффективно функционировать. Возникла необходимость в долгосрочной концепции перехода к экономике рыночного типа и демократической государственности, которым соответствует качественно иная банковская система, нежели для централизованно-планетарной экономики и тоталитарного государства. К сожалению, проект такой концепции был разработан О.И.Лаврушкиным и Я.М.Миркиным только в 1993 году.
Основным принципом этой концепции являлась организация банковского дела в переходной экономике.
Эффективность кредитной системы во многом и от размещения на территории государства.
Вначале экономических реформ коммерческие банки вышли из-под контроля Центрального банка и сконцен-трировали свою деятельность не на развитии экономики России, а на получение своей собственной выгоды. Это привело к событиям 17 августа 1998 года и вызвало необходимость реорганизации банковской системы.
Начало 1997 года ознаменовалось выходом ряда российских банков на международные рынки капиталов. Это стало возможным благодаря нескольким политическим и экономическим событиям: избрание на второй срок Пре-зидента Б.Н.Ельцина и получению Россией достаточно высокого рейтинга на мировых финансовых рынках и как следствие размещением правительства еврозайма на выгодных условиях.Ряд ведущих российских банков также имели международные рейтинги кредитоспособности, что позволило им привлечь кредиты иностранных партнеров на вполне приемлемых условиях, как по цене, так и по срокам их предоставления.