ФОРМЫ И МЕТОДЫ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ


Августовский кризис 1998 года нанес разрушительный удар прежде всего по банковской системе. Кризис так серьезно обострился вследствии оттока вкладов населения и усиления недоверия к банкам.
В условиях неустойчивости экономики, потери доверия к деньгам и недостаточной осведомленности, населе-ние не проявляет желания активно взаимодействовать с коммерческими банками.
Недостаточное развитие рынка ценных бумаг, связанное с кризисным положением многих предприятий, явля-ется одной из особенностей недостаточного развития банковской системы России.
За годы коренного реформирования общественного экономического строя в России была создана двухуровневая банковская система рыночного типа. В эти годы заметно выросли капиталы банка, создана серьез-ная материальная база, внедрены международные технологии и стандарты, подготовлены квалифицированные спе-циалисты. Имелись и определенные недостатки в работе банков: в менеджменте, в кредитной политике, в работе с персоналом и т.д., но это были в основном издержки быстрого роста и банковская система была способна и готова со временем их устранить, ориентируясь на международные стандарты и правила.
Банковская система России прошла три этапа развития, каждый из которых характеризуется своими особен-ностями и тесно связан с развитием государства и его влияния на экономику страны. Для Банковской системы на первых этапах развития характерен высокий уровень централизации, который и определяет территориальное раз-мещение банков по России. Централизованное управление Банковской системы ограничивало самостоятельность развития территориальных звеньев и функций банков на месте.
Направленность новой банковской системы на обслужиание процесса реформ:

  • диверсификация собственности (приватизация, становление независимого частного сектора)
  • демонополизация;
  • становление новых рынков (ценных бумаг, земли, основных фондов, страховых услуг, научно-технической продукции и информации и т.п.
  • техническую, технологическую и продуктовую перестройку хозяйства, конверсию и сокращение военных расходов
  • перестройку межрегиональных и междуреспубликанских связей;
  • усилению открытости экономики, интеграцию и макрохозяйственные связи;
  • перераспределение положений между центром и регионами.

Кроме того, банковская система должна способствовать развитию различных видов кредитных институтов. Но
при этом не должна нарушаться система контроля за деятельностью банков со стороны Центрального банка и представительных органов государства.
Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. Централь-ный банк банковские институты и небанковские кредитные организации.
Банки это кредитная система, которая возникает на основе кредита, кредитных отношений и кредитного механизма.


ВОПРОС 11. НА ОСНОВЕ «КОРЗИНЫ ТОВАРОВ» СРЕДНЕСТАТИСТИЧЕСКОЙ ЕВРОПЕЙСКОЙ СЕМЬИ ПРОСЧИТАЙТЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКУЮ КОРЗИНУ ВАШЕЙ СЕМЬИ (данные приведены в процентах).




Товары и услуги
проценты
Ls
рубли
Транспорт, автомашина, почта
14,4
50,40
2344,19
Квортплата
17,8
62,30
2897,67
Страхование, предметы личного потребления
10,9
38,15
1774,42
Питание, напитки, табачные изделия
23,0
80,50
3744,19
Досуг
8,4
29,40
1367,44
Образование, развлечение
3,6
12,60
586,05
Газ, электричество, отопление
3,6
12,60
586,05
Мебель, бытовые товары
7,2
25,20
1172,09
Одежда, обувь
7,0
24,50
1139,54
Предметы личной гигиены, здоровье
4,1
14,35
667,43
Итого:
100
350,00
16279,07


Я просчитала потребительскую корзину в латах (Ls), а затем перевела в рубли по банковскому курсу на 20.11.01. (Курс 0,0215).


ВОПРОС 12. ПРОАНАЛИЗИРУЙТЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ. ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕРЫ ИЗ ПРАКТИКИ РОССИЙСКИХ РЕФОРМ ПО ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ.

Социальная область государственного регулирования должнабыть направлена на повешение эффективности общественного производства, обеспечение социальной справедливости и стабильности.
Существующие системы социальной политики направлены на поддержание определенного (гарантированного) уровня доходов и потребления услуг здравоохранения, образования и пр. социально слабыми, малообеспеченными слоями населения (лица у которых уменьшается или полностью теряется доход в результате инвалидности, рожде-ния дете, потери кормильца, по старости и т.д.).


Формой социальной защиты в условиях инфляции является индексация доходов.
Государственная индексация доходов это система мер, компенсируящая (в установленной мере) потерю до-ходов в результате роста стоимости жизни. В первую очередь тем, кто имеет фиксированные доходы.
Оценка изменения стоимости жизни осуществляется из расчета индекса цен и тприфов фиксированного набора товаров и услуг, составляющих потребительскую корзину.
Прожиточный минимум существенно зависит от цен, поэтому в условиях инфляции он непрерывно меняется. Люди, которые потребляют ниже предусмотренного прожиточного минимума, живут за чертой бедности.
Одним из важнейших направлений социальной политики является социальная защита трудоспособного населе-ния: обеспечение рабочими местами, выплата пособий по безработице, ежемесячных компенсаций и пособий вре-менно неработающим матерям и матерям-одиночкам.
В Законе Российской Федерации «О занятости населения в РФ» определена политика государства в области занятости населения, а также вопросы регулирования, организации занятости. Международная Организация Труда, в которую Россия вступила в 1954 году осуществляет Всемирную программу занятости, в соответствии с которой оказывает странам практическую помощь в выборе политики, призванной привести к создонию большего числа мест в промышленности и сельском хозяйстве, на общественных работах и в других секторах.
Государственная политика в области занятости населения направлена также на поощрение работодателей, создающих новые рабочие места, на координацию деятельности государственных оганов занятости , на междуна-родное сотрудничество в решении проблем занятости населения.
Другое направление социальной политики связано с социальной защитой населения, не достигшего трудоспо-собного возраста. Оно предусматривает дать возможность молодым людям получить полноценное образование, своевременно производить все выплаты детям из малоимущих семей, детям-сиротам, детям-инвалидам.
Следующая задача социальной политики социальная защита пенсионеров. В этом случае социальная поли-тика является инструментом воплощения в жизнь права каждого гражданина на обеспеченную старость.
Как на деле воплощаются в жизнь цели социальной политики можно увидеть, изучив «Пояснительную записку к проекту Федерального бюджета на 2000 год», в которой представлены основные направления бюджетной и нало-говой политики .
Один из основных предложений по изменению налогового законодательства, учтенного в расчетах доходов бюджетной системы на 2000 год: внести изменения в действующую шкалу налогообложения подоходного налога с физических лиц, предусматривающие индексацию размеров облагаемых совокупных доходов граждан в меру роста инфляции, упрощение шкалы налогообложений, а также снижение максимального размера ставки налога с 45% до 30% .
….Основная ставка налога на добавленную стоимость … предусмотрена в размере действующей в намтоящее время 20% , при сохранении пониженной ставки в размере 10% на ряд продовольственных товаров (за исключе-нием подакцизных) и по товарам для детей.
…В рамках прироста процентных расходов Федеративного бюджета предполагается осуществить:
-досчет до годового объема проиндексированных в 1999 году заработной платы, денежного довольствия, пенсий военнослужащим и материальных затрат;
-индексацию заработной платы работников бюджетной сферы, оплачиваемых по ЕТС с 1 апреля 2000г. в 1,2 раза;
-индексацию материальных затрат по разделам Федерального бюджета: образование, средства массовой информа-ции, здравоохранение и физическая культура с 1 апреля 2000г. в 1,2 раза;
-индексацию расходов на текущие выплаты пенсий в 1,3 раза из расчета за год.
…В экономической структуре расходов Федерального бюджета на 2000 год расходы на выплату зароботной пла-ты с начислениями составляют 11,9% , денежного довольствия военнослужащих 6,9% , трансферты населению 9,9% , оплата коммунальных услуг 2,5% .
…закрепления принципа бюджетного финансирования, исключительно в пределах расходов, предусмотренных на указанные цели в Федеральном бюджете:
-увеличены материальные затраты на 590,6 млн.руб. в связи с прогнозируемым изменением цен и тарифов на това-ры и услуги с 1 апреля 2000г., в 1,5 раза.
Проектом Федерального бюждета на 2000 год предполагается опережающий по сравнению с другими функци-ональными расходами , рост ассигнований на социально-культурную сферй на 52,7% против утвержденного уров-ня 1999 года. Удельный вес этих расходов в общем объеме расходов Федерального бюджета также возрос и соста-вил 14,9% против 13,6% в 1999 году, что свидетельствует о начавшейся тенденции изменения приоритетов в сторо-ну социальных статей расходов.



Содержание раздела