Ключевые вопросы


информацию об управленческом учете в рамках систем управленческой информации компании в целом;
выделение основных фондов, проектную оценку и контроль;
показатели финансовой деятельности компании.
68. Мотивация и работа с кадрами
Мотивация – это поощрение людей работать хорошо и еще лучше, при этом их персональное развитие и достижения рассматриваются скорее как самодовлеющая ценность, нежели цели организации. Работа с кадрами – это плановое осуществление системных мер, благодаря которым сотрудники получают возможность проявить имеющиеся и развить новые способности.
Элементами мотивации работы с кадрами являются следующие:
создание сплоченной команды;
оперативное руководство;
оценка результатов работы;
планирование карьеры;
индивидуальная подготовка;
индивидуальное консультирование;
делегирование;
наставничество;
тренинг;
общение.
69. Использование информационных систем управления
Информационные системы управления применяются для сбора и анализа информации с целью обеспечения эффективного и своевременного управленческого принятия решений при планировании направления деятельности и мониторинге функционирования организации. Среди ключевых вопросов можно назвать следующие:
определение потребностей скорее в существенной, чем просто интересной, информации в отношении критериев издержек и сроков;
оценка конкурентоспособности, источников данных о внешних рынках и конкурентной информации;
высокие требования к финансовому планированию, учету и отчетности;
ключевые показатели операционных характеристик;
анализ информации и представление результатов.


70. Измерение качества работы
Измерение качества работы – это процесс установления того, как каждое подразделение организации справляется с осуществлением своих планов, политики и процедур и достигает своих целей на каждом уровне.
Можно выделить следующие элементы этого процесса:
показатели работы;
самооценка;
оценка работы;
оплата в зависимости от качества работы;
центры оценки.
71. Развитие бизнеса
Развитие бизнеса охватывает виды деятельности, способствующие количественному росту бизнеса организации, и направления развития, которое организация намерена избрать. Развитие бизнеса охватывает следующие направления:
маркетинг:
стратегический маркетинг и планирование сбыта;
исследования;
маркетинговый анализ: сегментация, выявление новых рынков и т.д.;
продажи:
реклама и стимулирование сбыта;
методы сбыта;
силовое управление сбытом;
планирование и анализ сбыта;
имидж:
роль качества;
услуги клиентам;
отношения с общественностью.

Приложение 9 Вопросы для самопроверки
1. Есть ли отличие между терминами управленческое консультирование и консультирование по экономике и управлению?
2. Какой период называют золотым веком консалтинга?
3. Какие виды услуг включает классификация Европейского справочника-указателя консультантов по управлению?
4. Что такое Т-образный профиль консультанта?
5. В чем состоят различия между экспертным, процессным и обучающим консультированием?
6. В каких регионах мира ожидается ускоренное развитие консалтинговых услуг, согласно прогнозам Всемирного конгресса консультантов в Иокогаме?
7. Что такое большая пятерка и каковы тенденции слияния в ней?
8. Чем консалтинговый процесс отличается от консалтингового проекта?
9. Дайте определение внешних и внутренних консультантов и сравните их преимущества и недостатки.
10. Какие существуют виды профессиональных услуг по экономике и управлению, связанные с менеджмент - консалтингом?
11. Что представляют собой проблемы коррекции, совершенствования и творческого развития?
12. Каковы факторы формирования предложения консалтинговых услуг?
13. Что такое лонг-листинг, шот-листинг и окончательный выбор?
14. Какие суждения характерны для трудного клиента?
15. Каковы четыре основные формы установления цены на консалтинговые услуги?
16. Что такое коэффициенты использования, реализации и собираемости?
17. Какие 7 форм договоров можно выделить с точки зрения содержания отношений консультант–клиент?
18. Что такое лабораторный метод (метод Т-группы)?
19. На какие основные группы можно разделить методы работы консультантов с клиентами?


20. Какие операции входят в процедуру диагностики и постановки проблем?
21. Какие операции входят в процедуру выработки решений?
22. Какие операции входят в процедуру разработки программ реализации проекта?
23. Чем мониторинг проекта отличается от оценки результатов?
24. Какие три метода используются для оценки результатов работы консультантов?
25. Что такое техническая помощь с содержательной и организационно-экономической точек зрения?
26. Какие существуют виды технической помощи, с точки зрения ее субъектов?
27. Почему профессия консультанта требует специальной методологической подготовки?
28. Каковы цели начального обучения консультантов?
29. Какие нормативные документы регулируют предоставление менеджмент-консалтинговых и других профессиональных услуг в России?
30. Какие органы саморегулирования консалтинговой профессии действуют в России и в мире?


Приложение 10 Список литературы по консультированию в области экономики и управления
1. Распоряжение Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом от 2 октября 1992 г. № 507-Р Об участии консультационных фирм и индивидуальных консультантов в проведении работ по приватизации государственных и муниципальных предприятий //Финансовые вести. 1993. № 5. С. 8–9.
2. Азбука управленческого консультирования. Тезисы семинара Консультирование управления производством. Таллин: ЭстНИИНТИ, 1981.
3. Бакрадзе Т. Г. Что мешает распространению управленческого консультирования // ЭКО. 1989. № 2. С. 164-165.
4. Берникова Е. Д. Опыт организации консультационных фирм в промышленно развитых капиталистических странах //Новое в науке, технике и производстве. Экономические проблемы НТП. Киев: УкрНИИНТИ, 1984.
5. Большаков В. В., Раджюкинас Ю. Управленческая инфраструктура и основные направления ее развития. Аналитический обзор.

Вильнюс: ЛитНИИНТИ, 1988.
6. Вяткин В. Н., Шевляков В. М., Серов В. Н. Организационное проектирование управленческих нововведений. Пермь, 1990.
7. Гаськов В., Лузин А. Опыт международного управленческого консультирования // Проблемы теории и практики управления. 1987. № 1. С. 91–93.
8. Гончарук В. А. Маркетинговое консультирование. М.: Дело, 1998.
9. Горюнов И. Ю., Ушанов Ю.Л. Консультанты по управлению в США // ЭКО. 1989. № 2. С. 169-178.
10. Делягин М. Иностранные консалтинговые фирмы привлекают специалистов, знающих специфику нашей страны //Финансовые известия. 1993. № 35.
11. Драганов X. Консультационная деятельность по управлению //ЭКО. 1978. № 5.
С. 146-148.
12. Дудченко B. C. Инновационные технологии. Учебно-методическое пособие. М.:
МГСУ, 1996.
13. Дудченко B. C. Консультирование – неформальная деятельность//ЭКО. 1988. № 11.
С. 105.
14. Елмашев О. К. Консультации и нововведения в управлении производством. (Вопросы теории и практики). Рекомендательный указатель литературы. Ижевск: Книжн. изд-во,
1984.
15. Елмашев O. K. Управленческое консультирование: вопросы теории и практики. Ижевск: Удмуртия, 1989.
16. Замараев В. И. Тенденции консультативного бизнеса в экономике США //Вестник Всесоюзного общества информатики и вычислительной техники. 1991. № 2. С. 82–88.
17. Идельменов С. В. Управление нововведениями в промышленности. Л.: ЛФЭИ, 1991.
18. Использование консультантов в управлении: Методические рекомендации слушателям. Таллин: Межотраслевой институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов народного хозяйства ЭССР, 1983.
19. Как развиваться управленческому консультированию? Круглый стол ученых и специалистов по управленческому консультированию, руководителей предприятий // ЭКО.

1986. № 10. С. 60-91.
20. Кац М., Питерсайд Ч. Зарубежный опыт в консультационных и учебных проектах России //Реформа. 1994. № 12.
21. Кирьев А. И., Пациоровская В. В. и др. Консультационные бюро (фирмы) по труду и социальным вопросам. (Нормативно-справочные материалы).

М.: ВН Центр Госкомтруда СССР, 1989.
22. Комаров В. Ф., Речин В. Д. Итоги и перспективы управленческого консультирования // ЭКО. 1989. № 5. С. 182-186.
23. Консалтинг в России: введение в профессиональные методы работы. Практическое пособие / Под ред.

А.П. Посадского. М.: Джангл, 1998.
24. Консультанты из Франции о своей работе //ЭКО. 1981. № 1. С. 209–215.
25. Консультанты по управлению: новые задачи //Проблемы теории и практики управления. 1989. № 2. С. 85-90.
26. Консультация по рационализации учреждений и предприятий (проспект). М.:
Техника управления, 1929.
27. Коробцев В. В. Проблемы профессионализации консультантов по управлению // Управленческое консультирование нововведений (индивид в организации): Сб. трудов. Вып. 4. М.: ВНИИСИ, 1990.

С. 88-94.
28. Кочетков Г., Эленурм Т. Теория и практика консультирования по управлению // Вопросы экономики. 1979. № 5. С. 2–10.
29. Кубр М. Управленческое консультирование и перспективы сотрудничества Восток-Запад // Проблемы теории и практики управления. 1991. № 4. С. 96–101.



Содержание раздела