Схема 1 Т-образный профиль консультанта


Впрочем, в определенной степени эта проблема существует и за рубежом. Там издавна ведется спор между дженералистами* и специалистами (экспертами) в области менеджмента и соответственно менеджмент-консалтинга**.
 
Дженералисты консультируют на основе знаний о законах управления вообще, специалисты – на основе знаний в конкретных областях управления и экономики (финансы, конъюнктура рынка, стратегическое планирование и т.д.). Однако реально это противоречие послужило развитию методологии консалтинга. Специалисты стали осваивать общие законы управления людьми, чтобы иметь возможность применить их для внедрения своих профессиональных идей и рекомендаций в практику менеджмента клиентной организации, а дженералисты сосредоточились на разработке методологии такого внедрения.

*От англ. general – общий. Дженералист – это консультант универсального типа, разбирающийся в общих проблемах управления, которые не зависят от того, что является объектом управления. В русскоязычных переводах для обозначения консультанта такого рода иногда применяется термин универсал.
**Подробнее см.: Управленческое консультирование: Путеводитель по профессии: В 2 т. / Под ред. М. Кубра: Пер. с нем. 2-е изд., перераб.

М.: Интерэксперт, 1992. Т. 1. С. 47–49.

В результате развития этих двух тенденций профиль большинства практикующих в настоящее время в развитых странах консультантов по экономике и управлению стал Т-образным (схема 1).
Методологическими основаниями деятельности профессиональных консультантов являются владение знаниями о процессах управления в целом и навыки взаимодействия с клиентом (процессное консультирование), а экономическая или управленческая специальность выражает ту область конкретных знаний, которые предлагаются клиенту и внедряются в его организации.

Схема 1 Т-образный профиль консультанта
В этой связи следует отметить, что появление термина процессное консультирование (process consultation), введенного в конце 60-х гг. Эдгаром Шейном*, стало определенным прорывом в области методологии консалтинга. Процессное (соучаствующее) консультирование предполагает, что консультант вырабатывает свои советы и рекомендации в процессе взаимодействия и обмена идеями с клиентом. В процессном консультировании дженералистский подход заключается в воздействии на клиента с целью побуждения его к генерации таких идей на материале практической деятельности клиентной организации, но в рамках понятийного аппарата общей теории управления, а задачами экспертного подхода являются квалифицированная оценка этих идей и их адаптация к решению конкретных проблем на базе знаний экспертов в специальной области экономики и управления.

Процессный метод консультирования дает двойной эффект: с одной стороны, часть оптимальных решений могла бы быть не найдена, если бы консультанты вырабатывали их, не используя тех знаний и опыта, которыми обладают клиенты; с другой стороны, многие, даже объективно наилучшие, решения могут не восприниматься клиентом до тех пор, пока он не ощутит своего участия в их разработке.

*Schein Е. Process Consultation: Its Role in Organization Development. Reading. Massachusetts: Addisson-Wesley, 1969.

В России, однако, в силу вышеуказанных причин спор между дженералистами (представленными психологами и социологами) и специалистами (представленными экономистами и отчасти юристами – специалистами по хозяйственному праву) до сих пор продолжается. Ведется он, правда, в основном дженералистами, так как они пытаются отстоять свои позиции ведущих специалистов по консалтингу, завоеванные в 60–70-е гг. Экономисты же, имея базовые экономические знания, достаточно легко осваивают процессную методологию, суть которой заключается в умении профессионально общаться с клиентом.
Соотношение дженералистского и экспертного аспектов консультирования в действительности, на наш взгляд, аналогично соотношению дидактики и предмета в процессе преподавания. Дидактика является методом, формой передачи знаний в процессе преподавания, аналогично и дженерализм (общеуправленческий подход) служит методом передачи знаний эксперта в процессе консультирования.


Помимо вышеуказанного способа органического освоения самими экономистами этого метода, применяется и другой – интегративный, когда консультирование осуществляется смешанной командой, состоящей из экспертов-экономистов, социологов и психологов.
Симптоматично, что большинство работ по организации консалтинга, опубликованных в России в 1970-е гг., была подготовлена экономистами, но главным образом они основывались на опыте зарубежных консалтинговых фирм*.



*См., напр.: Лузин А. Е., Озира В. Ю. Консультационные фирмы капиталистических стран по управлению. М.: Экономика, 1975.

Из вышесказанного следует, что преподавание консультирования по экономике и управлению имеет своим предметом не экономику как таковую, а методы внедрения экономических знаний в практическую деятельность хозяйственных структур. Специальные экономические знания являются необходимым, но не достаточным условием консалтинга. Консультант должен, конечно, прежде всего, владеть специальными знаниями по объекту консультирования (финансы; маркетинг, организация производства и т.д.), но для того чтобы стать профессиональным консультантом, он должен овладеть специфическими методами этой профессии, т. е. методами внедрения своих знаний непосредственно в практику хозяйственных субъектов.

Консалтинг представляет собой именно такую непосродственную форму внедрения научных знаний в экономику. В этом состоит его отличие от обучения, в процессе которого знания внедряются не непосредственно, а через обученных в ходе преподавания менеджеров, которые затем уже самостоятельно на базе полученных знаний организуют хозяйственную деятельность.
Вместе с тем знание только методов (на что, как упоминалось, претендуют некоторые отечественные специалисты по управленческому консультированию) без знания предмета, т. е. экономики и управления как таковых, также недостаточно, как и владение только дидактическими приемами без знания предмета преподавания.
Поскольку любой преподаватель экономики по определению обладает знаниями основ экономики, то главная задача данного пособия заключается в изложении методов осуществления и организации консалтинга.
Таким образом, мы будем рассматривать не столько содержание определенных областей экономики и управления (по тем 104 видам консалтинга, которые перечислены в табл. 1), сколько организации самого консалтинга, а именно таких его элементов, как:
• методология консалтинга (производство консалтинговой услуги);
• взаимодействие консультанта и клиента;
• управление и финансирование консалтинговой деятельности;
• маркетинг консалтинговых услуг;
• оценка результатов и качества консалтинговых услуг.
Главным специфическим предметом при преподавании консалтинга, а, следовательно, и предметом данного пособия является процесс производства и продажи продукта под названием консультационная услуга. Этот процесс осуществляется путем взаимодействия субъекта и объекта консультирования, Субъектом является консультант, объектом – клиент (клиентная организация и ее проблемы, задачи, процессы). Наряду с экономикой образования или экономикой науки существует экономика консалтинга, предполагающая анализ производства и продажи консалтинговых услуг.
Следует отметить, что применяемое в мировой практике понятие профессиональные услуги по экономике и управлению является более широким, чем менеджмент-консалтинг. Их отличие состоит в том, что консалтинг предполагает предоставление советов и рекомендаций, а другие профессиональные услуги (аудиторские, юридические, бухгалтерские, рекрутментские и т.д.) предполагают выполнение внешними специалистами определенных функций менеджмента вместо штатных менеджеров и специалистов предприятия.*
*Часть консалтинговых услуг не вписывается в вышеуказанное более широкое понятие внешних профессиональных услуг, поскольку существуют и так называемые внутренние консультанты, которые составляют штатную консультационную структуру в ряде фирм. С внешними консультантами их роднит относительная независимость от административной структуры организации. В работе внешних консультантов также практикуются формы, близкие к работе внутренних консультантов, в частности абонементное обслуживание.

Профессиональные услуги по экономике и управлению объединяет с понятием консультирование независимость производителей таких услуг от административной структуры их получателя и то, что эти услуги оказываются на основе применения определенных научных и профессиональных знаний*.
*Для их обозначения применяется также термин knowledge based services – услуги, оказываемые на основе применения знаний.

Кроме того, большинство фирм и индивидуальных профессионалов, оказывающих такие услуги, одновременно занимаются и консультированием в своей области.
Следует также отметить, что в последнее время многие консалтинговые фирмы начинают оказывать и неконсалтинговые профессиональные услуги. Таким образом, можно констатировать, что происходит определенное переплетение консалтинга и других видов профессиональных услуг, при этом менеджмент-консалтинг связан со всеми элементами этой системы (схема 2).



Содержание раздела