С 1993 г. начали в массовом порядке реально осуществляться консалтинговые и тренинговые проекты. Техническая помощь СНГ со стороны ЕС проводится по программе ТАСИС (Техническое содействие Содружеству Независимых Государств – с декабря 1990 г.). Увеличилось количество частных фондов, оказывающих консультационную и тренинговую помощь.
Активизировалась помощь со стороны правительств зарубежных государств. В частности, к ним добавились такие страны, как Канада, Япония, Швейцария и ряд других. В крупных масштабах оказывалась правительственная помощь США.
Если на первом этапе (1989–1992 гг.) она была сравнительно невелика (тогда в технической помощи доминировали ЕС и входящие в него страны – на них приходилось 2/3 общего объема мировой помощи России), то уже в 1993 г. правительством США было выделено на техническую помощь России 234 млн. дол., а в 1994 г. она достигла рекордного уровня – 1,3 млрд. дол., т.е. составила сумму, в 2 раза большую, чем по программе ТАСИС на тот же год. Правда, в 1996 г. она сократилась до уровня 1993 г., что было связано с рядом политических причин (критика политики правительства США со стороны республиканского большинства в Конгрессе и т.д.).
Охарактеризуем три основные группы источников получения Россией технической помощи. Первая группа • Европейский союз
Объем ассигнований по программе ТАСИС за 1991–1995 гг. составил для России 794,89 млн. ЭКЮ (около 1 млрд. дол.).
Однако это является лишь первичным показателем технической помощи; конечным показателем реальной помощи должна стать оценка эффективности самих проектов. ЕС осуществляет мониторинг и оценку результативности консультационных и тренинговых проектов в рамках технической помощи по собственной методике, выделяя для этого группы соответствующих консультантов-инспекторов.
Наиболее крупными проектами технической помощи, принятыми для России со стороны ЕС, являлись:
поддержка Российского центра приватизации – 10 млн.ЭКЮ;
консультирование в области банковского дела – 5 млн. ЭКЮ;
поддерживающие центры для предприятий Западной Сибири – 7 млн. ЭКЮ;
поддерживающие центры для предприятий городов золотого кольца – 4,5 млн. ЭКЮ;
проект развития финансовых институтов – 5,5 млн. ЭКЮ;
поддерживающие центры для предприятий Юго - Запада России (Ростов – на - Дону, Краснодар) – 7 млн. ЭКЮ.
В Индикативной программе ТАСИС для России выделялись следующие приоритетные направления:
1) реорганизация и развитие предприятий;
2) поддержка сельскохозяйственного сектора;
3) капитализация военной конверсии;
4) человеческие ресурсы;
5) энергетика;
6) экология;
7) наука;
8) транспорт. • Мировой банк (Международный банк реконструкции и развития – МБРР) Начав активно осуществлять проекты технической помощи России на первом этапе и выделив на эти цели сразу достаточно крупные суммы (в 1992 г. – около 200 млн. дол.), Мировой банк продолжал наращивать их и на последующих этапах.
Крупнейшим из всех проектов технической помощи России со стороны Мирового банка является программа Подготовка кадров для рыночной экономики. На него на первом этапе (1995–1996 гг.) было выделено около 41 млн. дол., в 1997–1998 гг. было добавлено еще 70 млн. дол. (так называемый образовательный заем). Подготовительные работы продлились с середины 1992 г. по конец 1994 г., т.е. заняли два с половиной года и потребовали больших усилий зарубежных и российских экспертов (был подготовлен ряд промежуточных докладов, проведены обследования и т.д.). • Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР)
ЕБРР осуществляет свою деятельность в тесном контакте с программой ТАСИС. Ряд проектов в рамках ТАСИС финансируется непосредственно через ЕБРР (например, центры поддержки предприятий). Отличие деятельности ЕБРР от ЕС в этой области состоит в том, что Банк финансирует не только техническую помощь, но и непосредственно инвестиции в российскую экономику (через систему венчурных фондов), рассматривая консалтинговые и тренинговые услуги как меры по созданию условий для таких инвестиций. • Международная организация труда (МОТ) МОТ оказывала на втором этапе помощь в исследовании вопросов менеджмента и консалтинга, а также в издании книг по этим вопросам.
Вторая группа • Правительство Великобритании осуществляет деятельность через Британский правительственный фонд ноу-хау. • Правительство Германии работает в области тренинга. В частности, оно осуществило в сотрудничестве с программой ТАСИС крупный проект в сфере переподготовки офицеров, увольняющихся в запас из Российской Армии. • Правительство США проводит свою деятельность через три основных правительственных органа:
1) Агентство США по международному развитию (AMP США);
2) Информационную службу США (ЮСИС);
3) Американский корпус мира.
AMP США является наиболее масштабным каналом технической помощи России со стороны правительства США. В 1993 г. по его каналам было выделено на эти цели 234 млрд. дол., в 1994 г. – 1,3 млрд. дол. Однако в 1995 г. объем помощи был резко снижен (в частности, под влиянием критики в Конгрессе со стороны республиканцев) и составил 287 млн. дол., т.е. вернулся к уровню 1993 г. В 1996 г. этот объем составил не более 120 млн. дол.
Отличие проектов технической помощи, осуществляемых через AMP, от проектов в рамках программ ЕС и Всемирного банка заключается, в частности, в более быстром ее предоставлении. Срок от получения заявки до предоставления финансирования по линии AMP в России составляет около 6 месяцев ( в отличие от ЕС и Всемирного банка, в которых этот срок составляет 2–2,5 года).
Другое отличие предоставления технической помощи через AMP – более крупный, чем по линии ТАСИС, размер субсидирования проектов. Например, на проект реформирования системы здравоохранения в России было выделено 44 млн. дол. (почти столько же, сколько по всем шести крупнейшим проектам ТАСИС, перечисленным выше), на реформу российской юридической системы было предоставлено 12,2 млн. дол. и т.д. • Корпусмира США. Через него осуществляются проекты технической помощи, финансируемые правительством США, но использующие труд добровольцев (т.е. лиц, не получающих непосредственно гонораров за свою работу, им выплачиваются только командировочные). В России Корпус мира имеет отделения в Москве, Саратове и Владивостоке. • Правительство Японии активизировало свою деятельность на втором этапе. В 1993–1994 гг. были осуществлены тренинговые программы поддержки новых экономических структур и малого бизнеса (в сотрудничестве между Российским антимонопольным комитетом и японским Министерством промышленности и внешней торговли), а 27 ноября 1994 г. был подписан Меморандум о техническом содействии правительства Японии проводимым в Российской Федерации реформам по переходу к рыночной экономике. • Правительство Канады оказывало техническую помощь на двусторонней основе, в основном не напрямую, а через КЕСО – Канадскую службу технического содействия, имеющую статус неправительственной некоммерческой организации, но частично финансируемой Канадским агентством международного развития (канадский аналог ЮСЕЙДа). Третья группа Неправительственные организации как источник технической помощи России представлены частными фондами и другими некоммерческими организациями, в основном из США и Германии. • В США насчитывается 69 американских неправительственных организаций, оказывающих техническую помощь России. Примеры их деятельности • Фонд Сороса (США):
1) выделил 100 млн. дол. на развитие научных исследований в России;
2) спонсировал открытие Российской экономической школы на базе ЦЭМИ РАН и Московского университета;
3) в 1996 г. выделил 200 млн. дол. на развитие университетов в российских регионах. • Корпус граждан за демократию (США) – неправительственная организация, в которую входит ряд корпораций США и отдельных граждан. Осуществил две программы для России: 1) программу технического сотрудничества и 2) программу развития предпринимательства. • Американская ассоциация юристов объединяет 15 тыс. юристов США. Подготовлены две программы: 1) Инициатива по развитию демократии для России и СНГ; 2) законодательные реформы в России и СНГ. В этих программах предполагаются на некоммерческой основе разработка проектов законов, консультирование по созданию общественных организаций и реформам управления. • Германия:
Фонд Эберта;
Фонд Аденауэра. • Канада:
Канадская служба технического содействия (КЕСО).
В каждой из перечисленных организаций разработаны специальная процедура подачи и правила отбора заявок на техническую помощь. Рассмотрим их на примере ЕС.
В ЕС разработан специальный формуляр заявки от конечного получателя технической помощи из России. Заявки на получение технической помощи подаются в Российское бюро по использованию консультационно-технического содействия ЕС потенциальными конечными получателями помощи, т.е. только российскими организациями и гражданами, а не европейскими фирмами и учреждениями, которые будут ее осуществлять. Подателями заявки из России могут быть:
правительственные учреждения на государственном или местном уровне;
кооперативы или ассоциации;