2. Пассивные операции центральных банков
К основным пассивным операциям центральных банков относятся: эмиссия банкнот, прием вкладов коммерческих банков и казначейства, операции по образованию собственного капитала (см., например, баланс банка Японии, табл. 1.1).
Главным источником ресурсов центрального банка в большинстве стран является эмиссия банкнот (от 54 до 85% всех пассивов). На современном этапе выпуск банкнот полностью фидуциарный, т.е. не обеспечен золотом. Золотое обеспечение банкнот отменено, хотя в некоторых странах формально продолжают действовать законы, ограничивающие пределы фидуциарной эмиссии.
Повсеместно отменено официальное золотое содержание денежных единиц.
Современный механизм эмиссии банкнот основан на кредитовании коммерческих -банков, государства и увеличении золотовалютных резервов. Механизм эмиссии предопределяет характер кредитного обеспечения банкнот. Эмиссия банкнот при кредитовании банков обеспечена векселями и другими банковскими обязательствами; при кредитовании государства — государственными долгосрочными обязательствами, а при покупке золота и иностранной валюты — соответственно золотом и иностранной валютой.
Иначе говоря, обеспечением банкнотной эмиссии служат активы центрального банка. В этом, в частности, проявляется взаимосвязь пассивных и активных операций банка. Размеры пассивной операции центрального банка эмиссия банкнот зависят от его активных операций: ссуд банкам, казначейству (министерству финансов), покупки иностранной валюты и золота.
В этом случае можно сказать, что перечисленные активные операции центрального банка первичны по отношению к пассивным.
Таблица 1.1.
Баланс Банка Японии (на конец 1990 г., в млрд йен и в проц.)
Статья баланса |
Сумма |
В проц. к итогу |
АКТИВ |
||
Золото |
140 |
0,2 |
Государственные облигации |
31542 |
64,3 |
Векселя |
7050 |
14.3 |
Ссуды |
6160 |
12.5 |
Средства на счетах в иностранных байках |
2996 |
6,1 |
Прочие активы |
1 269 |
2,6 |
Итого |
49 157 |
100,0 |
ПАССИВ |
||
Банкноты |
39798 |
81,1 |
Остатки на банковских счетах |
4881 |
9,9 |
Правительственные депозиты |
521 |
1.0 |
Прочие пассивы и счета капитала |
3957 |
.8,0 |
Итого |
49 157 |
100,0 |
Сказанное не означает, однако, что любая ссуда центрального банка кредитной системе или государству связана с новым выпуском банкнот. Такие кредиты могут зачисляться на счета коммерческих банков и казначейства, открытые в центральном банке, в этом случае происходит не банкнотная, а депозитная эмиссия центрального банка.
Источником ресурсов центральных банков служат вклады казначейства (средства госбюджета) и коммерческих банков. Коммерческие банки могут помещать на беспроцентные счета в центральных банках часть своих кассовых резервов, в том числе обязательные. В ряде стран обязательные резервы зачисляются на специальные счета, как правило, беспроцентные.
Такой порядок действует, в частности, в России. Центральные банки могут открывать коммерческим банкам и срочные счета с фиксированной процентной ставкой. В России Центральный банк принимает в депозит свободные средства банков по фиксированной ставке с весны 1996 г.
Обычно не более 4% пассива приходится на долю собственного капитала банка.
3. Активные операции центральных банков
К основным активным операциям центральных банков относятся: учетно-ссудные операции; вложения в государственные ценные бумаги; операции с золотом и иностранной валютой.
Учетно-ссудные операции представлены двумя видами: учетные операций и краткосрочные ссуды государству и банкам.
Учетные операции — покупка центральным банком векселей у государства и банков. Покупка векселей у коммерческих банков называется переучетом, так как при этом происходит вторичный учет, вторичная покупка векселей, которые коммерческие банки купили у своих клиентов. Учет казначейских векселей служит в большинстве промышленно развитых стран главным инструментом краткосрочного кредитования государства для покрытия временных кассовых разрывов (т.е. временных разрывов между текущим поступлением доходов и осуществлением расходов госбюджета).
Другим методом покрытия кассовых разрывов могут быть прямые банковские ссуды правительству сроком не более одного года. Краткосрочные ссуды коммерческим банкам предоставляются под обеспечение простыми и переводными векселями, ценными бумагами и другими активами. Разновидность таких операций — ломбардные ссуды.
В России с 1995 г. Центральный банк не предоставляет ссуды Правительству РФ для покрытия дефицита бюджета. В Законе о Центральном банке Российской Федерации (ст. 22) сказано: Банк России не вправе предоставлять кредиты Правительству Российской Федерации для финансирования бюджетного дефицита, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением тех случаев, когда это предусматривается федеральным законом о федеральном бюджете.
Следует обратить внимание на то, что в портфеле Центрального банка находится лишь незначительная часть государственных ценных бумаг, основная их масса перепродается банком, на рынке ценных бумаг. Соответственно основными кредиторами государства выступают не центральные, а коммерческие банки и другие финансово-кредитные организации, компании и население.
Второй важной, а нередко главной целью покупки центральными банками государственных облигаций является регулирование ликвидности банковской системы и управление государственным долгом в ходе проведения денежно-кредитной политики. Для увеличения ресурсов коммерческих банков центральные банки, в частности, используют операции типа РЕПО, т.е., покупая у банков государственные ценные бумаги, одновременно берут на себя обязательство обратной последующей продажи этих бумаг через определенный срок по заранее фиксированной цене. Центральный банк Российской Федерации проводит операции типа РЕПО с октября 1996 г.
4. Денежно-кредитная политика центрального банка
Центральный банк — основной проводник денежно-кредитного регулирования экономики, являющегося составной частью экономической политики правительства, главными целями которой служат достижение стабильного экономического роста, снижение безработицы и инфляции, выравнивание платежного баланса.
Общее состояние экономики в большой мере зависит от состояния денежно-кредитной сферы. По числу институтов, объему кредитных ресурсов и операций базу всей денежно-кредитной системы составляют коммерческие банки и другие кредитные организации. Достаточно отметить, что от 75 до 90% денежной массы в большинстве стран составляют банковские депозиты и лишь 25—10% — банкноты центрального банка.
Поэтому государственное регулирование денежно-кредитной сферы может быть успешным лишь в том случае, если государство через ценральный банк способно воздействовать на масштабы и характер операций коммерческих банков. Методы этого воздействия разнообразны, наиболее распространенными из них являются:
• изменение процентных ставок по операциям центрального банка (процентная политика);
• изменение норм обязательных резервов банков;
• операции на открытом рынке, т.е. операции по купле-продаже векселей, государственных облигаций и других ценных бумаг;
• регламентация экономических нормативов для банков (соотношения между кассовыми резервами и депозитами, ликвидными активами и депозитами, собственным капиталом и заемным, акционерным капиталом и заемным, собственным капиталом и активами, суммой кредита одному заемщику и капиталом или активами и др.).
Указанные методы денежно-кредитного регулирования можно назвать общими в том смысле, что они влияют на операции всех коммерческих банков, на рынок ссудных капиталов в целом.
Могут применяться также выборочные (селективные) методы, направленные на регулирование отдельных форм кредита (например, потребительского) или кредитования различных отраслей (жилищного строительства, экспортной торговли). К выборочным методам относятся:
• прямое ограничение размеров банковских кредитов для отдельных банков или ссуд (так называемые кредитные потолки);
• регламентация условий выдачи конкретных видов кредитов, в частности, установление размеров маржи, т.е. разницы между суммой обеспечения и размером выданной ссуды.
Традиционным методом регулирования является процентная политика. Повышая ставку по учетно-ссудным операциям, центральный банк уменьшает возможности коммерческих банков и их клиентов получить кредит, что в свою очередь приводит к сокращению денежной массы и повышает уровень рыночного процента. Это отражается и на состоянии платежного баланса, валютного курса.
Повышение ставок способствует привлечению в страну иностранного краткосрочного капитала, а в итоге активизируется платежный баланс, увеличивается предложение иностранной валюты, соответственно снижается курс иностранной и повышается курс национальной валюты. Снижение ставки центрального банка приводит к противоположным результатам.