Конвертируемые облигации получили большое распространение в 80-е гг. Они приносят держателю меньший доход по сравнению с прямыми, но зато дают ему право через определенное время обменять их на акции компании-заемщика в случае, если дивиденды по акциям окажутся выше, чем проценты по облигациям.
Другая новинка, появившаяся на рынке еврооблигаций в 80-х гг., — облигации с опционом, т.е. с правом выбора инвестором различных вариантов сделки. Так, был выпущен заем, который позволял держателю купить одну тройскую унцию золота по заранее установленной цене. Если цена на золото на рынке поднималась выше установленной цены, то покупка таких облигаций представляла интерес. Другие облигации с опционом дают возможность обменивать один вид ценной бумаги на другой.
Например, облигацию — на акцию, облигацию с плавающей ставкой — на облигацию с фиксированной ставкой.
Введение различных видов облигаций, безусловно, повышает их привлекательность для инвесторов-кредиторов. Привлечению средств на рынок еврозаймов содействует также предоставление заемщиками разнообразных условий выпуска ценных бумаг, например, продажа облигаций в рассрочку. Покупатель может заплатить первоначально лишь часть курсовой стоимости облигаций, а оставшуюся сумму внести спустя определенное время.
Проявлением секьюритизации, захватившей мировой рынок ссудных капиталов в середине 80-х гг., стали резкое повышение удельного веса операций с облигациями и сокращение доли банковского кредитования.
С конца 70-х гг. на рынке получили распространение евроноты — ценные бумаги, выпускаемые корпорациями сроком на 3—6 месяцев по плавающей ставке. Хотя это и краткосрочные бумаги, они используются для предоставления средне- и долгосрочного кредитов. Банки заключают соглашения с фирмами-заемщиками с обязательством в течение ряда лет (5—10) приобретать у них евроноты по мере окончания срока предыдущего выпуска.
Купленные евроноты банки перепродают на вторичном рынке.
Международные финансовые центры (МФЦ) в развивающихся странах, в частности, на Багамских и Каймановых островах, в Панаме, Сингапуре, Гонконге и др., — относительно новое явление, появившееся в послевоенный период в международной валютно-кредитной сфере.*
* В семи крупнейших финансовых центрах в развивающихся странах ныне сосредоточено до всего мирового объема рынка евровалют. Темп роста международных операций в этих центрах в среднем выше в 1,5 раза, чем в МФЦ промышленно развитых стран.
Формирование и бурный рост МФЦ в развивающихся странах — закономерный этап в развитии международного рынка ссудных капиталов. Страны третьего мира все сильнее врастают в структуру мирового капиталистического хозяйства и международного разделения труда.
Помимо крупнейших транснациональных банков промышленно развитых стран в развивающихся странах активно расширяет свою деятельность по обслуживанию международного бизнеса и национальный банковский капитал. Спрос и предложение на ссудный капитал в Латинской Америке, Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке привели к развитию в этих районах вненациональных региональных рынков капитала. Благодаря их появлению еврорынок приобрел подлинно глобальный характер.
Он включает центры как промышленно развитых стран, так и развивающихся государств и состоит из взаимодополняющих и взаимозаменяющих друг друга международных финансовых комплексов.
Однако уже в 70-е гг. между финансовыми центрами начала складываться специализация по видам международной кредитно-финансовой деятельности. Так, в рамках Западной Европы Лондон известен прежде всего рынками евровалютных операций, фондовых ценностей, золота, фьючерсных сделок. Цюрих выполняет роль убежища для международных капиталов, рынка золота.
Люксембург выделяется своей фондовой биржей и как центр долгосрочных займов и т.д.
Аналогичная картина сложилась и в других регионах. Сингапур выполняет роль главного фондоаккумулирующего рынка региона. Гонконг известен как крупный центр международного синдицированного кредитования. Бахрейн выступает как основной ближневосточный центр краткосрочных кредитов, а также как валютный, страховой рынок и рынок золота.
Крупными международными страховыми рынками являются Каймановы и Бермудские острова, ориентирующиеся на обслуживание потребностей государств Латинской Америки.
Вступление России на путь рыночных преобразований выявило острую потребность во внешних источниках финансирования. Поступления внешних финансовых ресурсов в Российской Федерации определяются: размерами официальной помощи Запада; гарантиями, предоставляемыми западными правительствами частным инвесторам на основе межправительственных и многосоронних соглашений; кредитами международных организаций. Ближайшие потребности в иностранной валюте будут определяться необходимостью финансирования дефицита платежного баланса по текущим операциям (см. табл.
1.1).
Таблица 1.1.
Платежный баланс Россия но текущим операциям (млрд долл., без расчета по межреспубликанским, экономическим связям)
С учетом финансового содействия Запада * |
Без учета финансового содействия Запада |
|||
1992 |
1993 |
1992 |
1993 |
|
Баланс по торговым операциям |
-1,5 |
-1,0 |
-1.0 |
-12,0 |
Баланс по неторговым операциям |
-3.2 |
-2,0 |
-23,0 |
-42,0 |
Продажа золота, включая операции своп |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
Баланс по текущим операциям |
-2,7 |
-1,0 |
-31,0 |
-52,0 |
* Согласованный пакет помощи России в 1992 г. — 24 млрд долл., в том числе кредиты МВФ — 4 млрд долл. в виде резервного кредита и 6 млрд долл. в качестве стабилизационного фонда в рублях; отсрочка платежей в счет внешнего долга — 2,5 млрд долл.; кредиты МБРР и ЕБРР и др. — около 1 млрд долл.; официальные кредиты и гарантии — около 10 млрд долл.
Фактическое финансовое содействие России в 1992 г. — 34,8 млрд долл., в том числе просроченные, отсроченные и перенесенные платежи в счет внешней задолженности — около 23,7 млрд долл.; официальные кредиты и гарантии — около 10 млрд долл.; кредит МВФ — 1 млрц долл.; кредиты МБРР, ЕБРР и др. — около 100 млн долл. // См.: Деньги и кредит, 1993. — №8. — С.23—24.
Приведенные данные показывают различие между согласованным пакетом помощи и реально полученным содействием. В начале 90-х гг. определилась структура пакета помощи России, включающая три основных компонента: официальные кредиты; кредиты международных экономических организаций; льготы в отношении платежей в счет внешней задолженности. Двусторонние официальные кредиты используются для финансирования критического импорта; долгосрочные кредиты МБРР и МВФ идут на программы структурной перестройки; кредиты МВФ — на поддержку платежного баланса, а отсрочка платежей отвечает интересам стабилизации экономики. Наиболее ощутимо финансовое содействие России проявилось в предоставлении уступок и льгот в отношении платежей в счет внешней задолженности.
Кредиты МБРР, ЕБРР* и других организаций фактически были использованы на 10% в силу неотработанности процедуры и механизмов в использовании кредитных возможностей.
* ЕБРР — Европейский банк реконструкции и развития.
Опыт предоставления и использования пакета помощи России показывает, что пока страна недостаточно четко вписывается в сложившийся международный валютно-финаисовый и кредитный механизмы. Современная система платежных и кредитных отношений между странами-заемщиками и странами-кредиторами имеет сложившуюся и устоявшуюся структуру (получение и погашение кредитов международным организациям, правительствам, коммерческим банкам, частным фирмам), в которой все элементы взаимосвязаны. Связующим звеном выступают стабилизационные программы МВФ и предоставляемые им резервные кредиты. Структурные кредиты МБРР идут в одной связке с кредитами МВФ, решая проблемы на отраслевом уровне.
Для ЕБРР выполнение страной стабилизационной программы МВФ принимается во внимание при разработке кредитной политики. Органы официального кредитования западных стран также увязывают свою деятельность с выполнением страной-заемщиком своих обязательств перед фондом. В равной мере процесс переоформления внешней задолженности в рамках Парижского и Лондонского клубов также зависит от соглашений страны и МВФ.
Важно подчеркнуть, что какие бы льготы в области погашения внешней задолженности ни открывались перед Россией, все они в конечном счете ведут к увеличению внешнего долга. В нынешних условиях основной задачей является отработка эффективного механизма использования полученных фондов.
Не менее значительными представляются потребности России в привлечении иностранных частных инвестиций для достижения макроэкономической стабильности, проведения структурных преобразований на уровне предприятий и организаций.