К относительно развитым национальным рынкам ссудных капиталов можно отнести рынки развивающихся, стран, которые по структуре капитала приближаются к ринкам промышленно развитых капиталистических стран Запада. Среди них рынки стран Латинской Америки (Мексика, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Чили), рада стран Азии (Турция, Индия, Пакистан, Южная Корея, Таиланд, Сингапур, Индонезия, Тайвань, Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ) и Африки (Египет, Марокко, Нигерия, Танзания, Кения, Зимбабве). В рынках названных стран относительно хорошо развит первый ярус — различные кредитно-финансовые институты, которые, однако, по своей мощности (размеру активов), разветвленности, гибкости, объему операций уступают аналогичным учреждениям стран Запада.
По сравнению с западными в этих странах относительно слабо развит рынок ценных бумаг, который в большей степени представлен государственными ценными бумагами.
Средняя группа рынков развивающихся стран отличается более слабым развитием, они представлены в- основном кредитной системой и незначительными операциями с ценными бумагами.
Отсталые или неразвитые рынки ссудных капиталов представлены главным образом кредитным звеном в лице центрального, а также небольшого числа коммерческих и специализированных банков, объемы операций которых низки. Здесь практически отсутствует рынок ценных бумаг, если не считать приобретения государственных облигаций банками. При этом жизнедеятельность рынка капиталов данных стран зависит от постоянных инъекций государства и западных банков.
Отсталые или неразвитые рынки имеют наиболее бедные государства Латинской Америки (Центральной Америки, Карибского бассейна), некоторые страны Тропической и Центральной Африки, а также Азии.
Необходимо отметить две особенности национальных рынков капиталов развивающихся стран: во-первых, наличие в их структуре сравнительно большого числа государственных или смешанных кредитно-финансовых институтов; во-вторых, тяготение к структуре рынков стран Запада. Так, развивающиеся страны, которые были колониями Англии, Франции, Испании и Португалии, сформировали структуру рынков, близкую к этим странам. Длительное эконоTическое и финансовое влияние США в Латинской Америке в определенной степени предопределило развитие структуры национальных рынков капиталов в этих странах.
5. Формирование рынка капиталов в Российской Федерации
Переход от командно-административной экономики к рыночной обусловил необходимость создания в Российской Федерации рынка ссудных капиталов для обслуживания потребностей хозяйства. Однако подлинное развитие рынка ссудных капиталов возможно лишь при наличии следующих рынков: средств производства; предметов потребления; рабочей силы; недвижимости; земли. Все эти рынки нуждаются в денежных средствах, которые должен предоставить им рынок ссудных капиталов.
Это основной принцип формирования рынка ссудных капиталов.
Как известно, в рамках командно-административной экономики действовал независимый ссудный фонд, который складывался из кредитных ресурсов трех банков, доходов государственных страховых учреждений (Госстрах и Ингосстрах) и системы сберегательных касс. По существу, он заменял рынок ссудных капиталов. Переход к построению рыночной экономики в начале 90-х гг. вызвал необходимость формирования рынка ссудных капиталов в соответствии с западной моделью, предусматривающей наличие двух основных ярусов.
Отдельные элементы такого рынка в стране существовали: кредитная система (в довольно усеченном виде представленная банковской сферой), государственные страховые учреждения, а также рынок ценных бумаг в виде ограниченного выпуска выигрышных государственных займов.
Создание кооперативов, развитие индивидуальной трудовой деятельности, придание экономической и финансовой самостоятельности предприятиям в конце 80-х гг. способствовали переходу от ссудного фонда к рынку ссудных капиталов. В дальнейшем условия для формирования рынка капиталов стали более благоприятными: в 1988—1989 гг. начался активный процесс создания коммерческих банков как центрального механизма банковской и кредитной сфер, были организованы первые независимые страховые компании, начался выпуск акций отдельных крупных предприятий (например, КамАЗ, АвтоВАЗ), расширился выпуск государственных ценных бумаг за счет выпуска пятипроцентных облигаций. Впоследствии выпуск ценных бумаг и появление новых кредитных институтов, ведущих в основном торговлю деньгами, обусловили необходимость создания фондовых отделов торговых бирж и организации как юридических лиц в 1991 г. ряда фондовых бирж в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде.
Все это — необходимые условия для расширения рынка ценных бумаг, а следовательно, дальнейшего развития новых кредитно-финансовых институтов, укрепления двух звеньев рынка ссудных капиталов, обеспечения спроса и предложения на денежный капитал.
Поэтому основными направлениями в формировании рынка ссудных капиталов должны стать высокая норма сбережений (как в производственном, так и в личном секторе), широкая приватизация, связанная с организацией рынка ценных бумаг, и создание на ее базе разветвленной сети специализированных кредитно-финансовых институтов.
Хотя процесс формирования рынка ссудного капитала развивался довольно противоречиво и с большими трудностями, следует, однако, отметить, что к середине 90-х гг. такой рынок в Российской Федерации был создан. Это произошло за счет углубления рыночных реформ, направленных на переход к рыночной экономике. В связи с этим следует подчеркнуть следующее: произошло дальнейшее расширение кредитной системы как за счет увеличения числа коммерческих, так и Других типов банков (сберегательных, инвестиционных), а также расширения круга специализированных небанковских кредитно-финансовых институтов (страховых компаний, инвестиционных фондов).
Кроме того, к середине 90-х гг. в Российской Федерации сформировался рынок ценных бумаг в лице первичного, вторичного (фондовых бирж) и внебиржевого уличного рынка. Наряду с этим в 1993—1995 гг. была проведена широкая приватизация собственности, позволившая создать большое число акционерных компаний и предприятий в различных сферах российской экономики, что позволило им определить реальные потребности в ссудном капитале для своего потенциального развития в ближайшем будущем. В этот же период возник рынок недвижимости и жилья, определился рынок рабочей силы. Становлению рынка ссудного капитала В стране способствовали также более четкая денежно-кредитная политика центрального банка по сравнению с началом 90-х гг. и законодательно-правовое обеспечение правительства и парламента России.
С 1993 г. государство начало выпуск гособлигаций для покрытия дефицита федерального бюджета. Таким образом, к середине 90-х гг. сложился спрос на ссудный капитал со стороны различных секторов рыночной экономики, появились и предложения, но со стороны кредитно-финансовых институтов в виде возможности предоставления кредитов и различных инвесторов в лице юридических и физических лиц, а также иностранных клиентов как потенциальных покупателей акций, частных и государственных облигаций.
При этом следует отметить, что создание рынка капитала в Российской Федерации происходило в довольно специфических условиях, которые характеризовались гиперинфляцией в 1993—1995 гг., ростом взаимной задолженности предприятий, падением производства, потрясениями в банковском секторе (началом банкротств коммерческих банков с 1995г.), мошенничеством и построением финансовых пирамид в кредитном секторе, увеличением бюджетного дефицита, нарастанием государственного долга. Данные факторы определили неуверенность развития рынка ссудного капитала с точки зрения удовлетворения потенциальных потребителей в капитале рыночной экономики, испытывающей огромные трудности. Это выразилось прежде всего в том, что уже на протяжении нескольких лет кредитная система страны работает в основном с краткосрочными кредитами.
Наиболее высоким спросом на рынке ценных бумаг пользуются высоколиквидные государственные бумаги.