В зависимости от изменения или аннулирования банком-эмитентом аккредитивов их подразделяют на безотзывные и отзывные. Аккредитив выставляется по заявлению плательщика представляемому банку-эмитенту. В заявлении указываются: номер договора, по которому открыт аккредитив; сумма; вид; срок действия аккредитива; наименования поставщика, банка, исполняющего аккредитив, документов, против которых производятся выплаты по аккредитиву; порядок оплаты счетов поставщиков — с акцептом или без акцепта уполномоченного покупателя.
Получив извещение об открытии аккредитива, поставщик отгружает продукцию в адрес покупателя, и представляет в обслуживающий банк реестр счетов, отгрузочные и другие предусмотренные условиями аккредитива документы для получения по нему средств. Выплата с аккредитива наличных денег не допускается. Извещения о произведенном платеже и соответствующие документы отсылаются банку, обслуживающему покупателя, для списания средств со счета получателя.
Преимущество аккредитивов по сравнению с другими формами расчетов состоит в гарантии платежа и возможности получить его в кратчайший срок после отгрузки товаров.
Вексельная форма расчетов между покупателями и поставщиками не практиковалась в нашей стране с 1930 г. С 1991 г. начали развиваться расчеты векселями. Россия придерживается Единообразного вексельного закона, принятого в 1930 г. в Женеве. Все операции с векселями регламентируются Положением о переводном и простом векселе, принятым ЦИК и СНК Союза ССР в 1937 г., действие которого подтверждено Федеральным законом О переводном и простом векселе от 11 марта 1997 г.
Кредитные организации могут вводить расчеты путем зачета взаимных требований, организовывать свои расчетные центры для совершения расчетов обслуживаемой клиентуры, проводить в них зачетные операции взаимных требований хозорганов, а также открывать корреспондентские субсчета в других банках, их учреждениях для расчетов своих клиентов.
Взаимные расчеты между учреждениями банков путем зачета должны организовываться при условии, что эти учреждения и РКЦ обслуживаются на одном ВЦ, либо расчетно-денежная информация учреждений банков и РКЦ обрабатывается на разных ВЦ или на автономных технических средствах, связанных Системой коммутации взаимных сообщений о проведенных операциях (обмен данными по каналам связи или на машинных носителях).
4. Прогнозы баланса денежных доходов н расходов населения и кассовых оборотов банков в Российской Федерации
До 1991 г. организация и планирование денежного обращения на территории бывшего СССР осуществлялись на основе баланса денежных доходов и расходов населения, а также кассового и кредитного планов.
Баланс по стране в целом и республикам разрабатывался по развернутой схеме, состоящей из двух разделов. В нем показывалось также распределение доходов и расходов по социальным группам: рабочие и служащие, колхозники.
В разделе А баланса отражались общая сумма доходов, получаемых населением от государственных, кооперативных и общественных организаций, и основные направления использования этих доходов. В разделе Б учитывались денежные доходы и расходы, которые образовывались в связи с проходящим между группами населения обменом товарами и услугами.
Основное назначение баланса состояло в экономически обоснованном прогнозе предстоящих изменений в величине денежных доходов и расходов населения. Его значение в организации налично-денежного оборота было обусловлено тем, что сфера обращения наличных денег в стране ограничивалась в основном процессом образования денежных доходов населения и их последующим использованием. В балансе отражались показатели, используемые для определения количества денег, необходимых для обращения.
На основе баланса определялся покупательный фонд населения на приобретение товаров, обосновывался розничный товарооборот, составлялся квартальный кассовый план.
Превышение доходов над расходами в балансе означало увеличение остатка наличных денег у населения, а превышение расходов над доходами, наоборот, его сокращение.
Для сбалансирования денежных доходов и расходов было необходимо разработать мероприятия по расширению выпуска товаров народного потребления, развитию деятельности предприятий, оказывающих платные услуги населению.
Доходы |
Расходы |
1. Фонд оплаты труда |
1. Покупка товаров и оплата услуг, в том числе покупка товаров, оплата услуг и другие расходы |
2. Социальные трансферты, в том числе пенсии и пособия, стипендии |
2. Обязательные платежи и добровольные взносы |
3. Доходы населения от собственности, предпринимательской деятельности, кредитно-финансовых операций |
3. Прирост вкладов в банках, приобретение недвижимости, валюты, облигаций, государственных займов и т.д. |
Всего денежных доходов |
Всего денежных расходов |
Превышение расходов над доходами |
Превышение доходов над расходами |
Баланс |
Баланс |
Следующие данные характеризуют прогнозные расчеты денежных доходов и расходов населения на 1996 г., на январь— август 1997 г.* и отчетные данные за 1996 г. и январь—июнь 1997 г. (см. табл. 2.2).
* Деньги и кредит. — 1996. —№12. — С. 25; 1997г. — №8, — С.7.
Таблица 2.2.
Прогнозные расчеты денежных доходов и расходов населения
Прогноз на 1996 г. |
Отчет за 1996 г. |
Прогноз на январь — август 1996 г. |
Отчет за январь— июнь 1997 г. |
|
Денежные доходы населения, трлн руб. |
1370,4 |
1346,8 |
1058,5 |
770,2 |
Денежные расходы населения, трлн руб. |
1355,0 |
1328,0 |
1027,5 |
745,5 |
Превышение доходов над расходами, трлн руб. |
15,4 |
18,8 |
31,0 |
34,7 |
Доля оплаты труда в денежных расходах населения, % |
44 |
43 |
42 |
42 |
Приведенные расчеты показывают, что доля оплаты труда в прогнозируемых денежных расходах составляет 44 и 42%. Тенденции изменения оплаты труда являются определяющими для динамики расходов населения и их структуры. Отчетные данные за 1996 г. показывают, что доходы населения по сравнению с прогнозом снизились на 23,6 трлн руб., а денежные расходы — на 27 трлн руб.
Та же тенденция сохранилась и в течение 6 месяцев 1997 г. Снижение денежных доходов объясняется увеличением задолженности по выплате заработной платы на предприятиях промышленности, в сферах образования, науки и здравоохранения. В структуре сбережений населения в первом полугодии 1997 г. по сравнению с соответствующим периодом прошлого года возросла доля покупки валюты на 9%, а доля сбережений во вкладах и ценных бумагах сократилась на 8,9%.
С 1991 г. в нашей стране осуществлен переход от кредитного и кассового планирования к составлению прогнозов кассовых оборотов, основной целью которых является определение потребности в наличных деньгах в целом по Российской Федерации, по регионам и учреждениям банков, а также разработка мероприятий по стабилизации денежного обращения. Прогнозы кассовых оборотов отражают объем и источник поступлений всех наличных денег в кассы банков, размеры и целевое направление выдач всех наличных денег предприятиям, организациям и отдельным лицам, а также эмиссионный результат, т.е. сумму выпуска или изъятия денег из обращения.
Основная задача банков всех уровней в работе по прогнозированию кассовых оборотов состоит в достижении наибольшей достоверности и реальности составляемых расчетов и определении изменения наличной денежной массы в обороте. Не менее важна разработка мероприятий по увеличению поступлений наличных денег, их экономному расходованию с целью ограничения эмиссии.
С 1997 г. кредитные организации составляют прогноз по следующей форме (см. табл. 2.3).
Головные расчетно-кассовые центры (ГРКЦ), РКЦ, главные управления Банка России составляют приходную и расходную части прогноза кассовых оборотов по вышеуказанной форме. В итоге показывается эмиссионный результат — выпуск или изъятие денег из обращения. При выпуске денег в обращение в прогнозе кассовых оборотов предуYматриваются перечисления денег в оборотную кассу из резервных фондов учреждений Банка России, а при изъятии наличных денег — перечисления денег из оборотной кассы в резервные фонды учреждений Банка России.