3. Ценовая и неценовая конкуренция
Развитие многоярусной кредитной системы в капиталистических странах поднимает конкуренцию на новую ступень, меняя ее формы и методы. Конкуренцию банков и других кредитно-финансовых институтов следует рассматривать в тесной связи этих учреждений с группировками финансовых и нефинансовых корпораций. Борьба между кредитно-финансовыми институтами — это во многих случаях борьба между различными финансово-промышленными группами. Однако в их рамках существует противоречие между банковскими монополиями и промышленными корпорациями. Кредитно-финансовые институты, особенно крупные коммерческие банки и страховые компании (как монополисты ссудного капитала), имеют широкую основу для сговора между собой.
Эта политика проводится с ущербом для мелких и средних фирм, а также для широкой массы населения, пользующегося ипотечным и потребительским кредитами. Крупные кредитно-финансовые институты фактически осуществляют кредитную дискриминацию в отношении части своей клиентуры. Новые кредитные институты вырастают и развиваются значительно позже, чем банковская система.
Структурные изменения в кредитной системе обостряют конкурентную борьбу не только между новыми и старыми кредитными институтами, но и в сфере деятельности самих специализированных небанковских кредитных институтов.
Одни кредитные институты вторгаются в традиционные сферы деятельности других институтов, и наоборот. Между всеми кредитно-финансовыми институтами существует конкуренция за сферы привлечения сбережений и приложения капиталов, а также своеобразная специализация между отдельными группами кредитно-финансовых учреждений. Так, коммерческие банки, в сфере привлечения сбережений ведут усиленную борьбу со сберегательными банками, которая выражается в стремлении помешать им расширить филиальную сеть.
У пенсионных фондов и компаний страхования жизни существует острая конкуренция за привлечение пенсионных сбережений. Пенсионные фонды, будучи самостоятельными учреждениями, но управляемые по доверенности банками, в последние годы потеснили компании страхования жизни в области привлечения сбережений населения.
Коммерческие банки, страховые компании конкурируют между собой на рынке долгосрочных капиталов. Коммерческие банки стали чаще предоставлять кредиты на срок до 8— 10, а иногда и до 12 лет, выходя, таким образом, за пределы обычного среднесрочного кредитования. Вместе с тем развитие и углубление инфляционных тенденций в экономике США с начала 70-х гг. побудили страховые компании сократить сроки кредитования сначала до 18—20, а затем и до 10—15 лет.
Это, с одной стороны, привело к сближению рынков ссудных капиталов и, следовательно, к обострению конкуренции между ними, а с другой — усилило тенденции к сотрудничеству.
Банки все чаще привлекают страховые компании к участию в займах корпорациям. В результате заем делится между банками (первые 5 лет) и страховыми компаниями (последующий период) во времени. Страховые компании привлекают коммерческие банки к участию в промышленных кредитах, когда общая сумма кредита превышает возможности данной страховой компании или группы компаний.
В отличие от европейской практики ни коммерческие банки, ни страховые компании США не создают синдикатов для предоставления крупных займов, опасаясь, что к ним может быть применено антитрестовское законодательство. Крупные займы в США размещаются в форме индивидуальных участии банков, страховых компаний и других финансовых организаций без формального создания синдиката или какого-либо другого объединения.
Страховые компании США предпочитают вступать в прямые взаимоотношения со своими потенциальными заемщиками. Поэтому для них характерны так называемые прямые, или частные, размещения займов и инвестиций. В этой области наибольшее влияние имеют крупнейшие компании страхования жизни США, которые сосредоточивают в своих руках подавляющую массу страховых активов.
В начале 90-х гг. десяти крупнейшим компаниям принадлежало 40% всех активов в американском страховании жизни.
Развитие конкуренции между различными кредитно-финансовыми институтами носит в определенной степени циклический характер: если в период депрессии между ними обостряется конкурентная борьба за приложение ссудного капитала, то в период оживления и подъема увеличивается конкуренция за привлечение сбережений предприятий и населения в виде депозитов, страховых и пенсионных взносов.
Аналогичные методы использовал Бэнк оф Америка, что позволило ему стать лидером коммерческих банков США в 60-х гг.
В ряде случаев крупные кредитно-финансовые институты временно идут на убытки с целью повышения своей конкурентоспособности. Мощные кредитно-финансовые институты широко используют в конкурентной борьбе достижения научно-технической революции, в частности электронно-вычислительную технику, которая позволяет им значительно снизить издержки производства и удешевить массовые операции (коммерческим банкам — чековое обращение, страховым компаниям — обработку счетов, актуарные и тарифнcе расчеты).
В послевоенные годы огромный поток документов, обусловленный расширением операций кредитно-финансовых учреждений и повышением их экономической роли, заставил широко использовать ЭВМ.
4. Государственное регулирование
Государственное регулирование кредитно-финансовых институтов — один из важнейших элементов развития и формирования кредитной системы капиталистических стран.
Основными направлениями государственного регулирования являются: политика центрального банка в отношении кредитно-финансовых институтов, особенно банков; налоговая политика правительства на центральном и местном уровне; участие правительства в смешанных (полугосударственных) или государственных кредитных институтах; законодательные мероприятия исполнительной и законодательной власти, регулирующие деятельность различных институтов кредитной системы.
Учетная политика обычно сочетается с государственным регулированием процентных ставок по вкладам и кредитам. Хотя банки в основном самостоятельно определяют проценты по вкладам и ссудам, тем не менее они ориентируются на учетную ставку центрального банка — так называемое дисконтное окно. При этом необходимо отметить, что в каждой стране существует своя специфика учетной политики, определяемая традициями, развитием кредитной системы, ролью государства и центрального банка в экономике.