Обострение на рынке проблемы ликвидности в конце 70-х — начале 80-х гг. в США резко ухудшило положение ссудо-сберегательных ассоциаций. Так, в середине 80-х гг. там насчитывалось 3400 ассоциаций, а к настоящему времени половина их была вынуждена пройти процесс слияний, поглощений и банкротств. Кроме того, в целях выживания они пошли на широкое акционирование, отказавшись от прежней взаимной формы собственности (mutual form of ownership), которая долгие годы представляла собой кооперативную форму, принадлежащую ее вкладчикам (депозитариям). При переходе к акционерной форме владельцы — вкладчики имели возможность купить акции на выгодных условиях. Эти изменения, а также диверсификация операций вызвали коренное изменение структуры пассивных и активных операций ссудо-сберегательных ассоциаций, о чем свидетельствует их баланс (см. табл.
1.2).
Таблица 1.2
Баланс ссуда-сберегательных ассоциаций США
Пассивные операции |
Проц. |
Активные операции |
Проц. |
Собственный капитал |
4,5 |
Наличные деньги и средства, вложенные в ценные бумаги |
14,5 |
Сберегательные и срочные депозиты |
77,7 |
Закладные |
45,9 |
Заемные средства |
16,2 |
Ценные бумаги, обеспеченные под недвижимость |
12,3 |
Прочие |
1,6 |
Прочие |
27,3 |
Всего |
100 |
100 |
Как показывают данные таблицы, в пассивных операциях ассоциаций появилась новая статья. Прежде всего место кооперативных паев прочно занял собственный капитал, который стал базироваться в значительной степени на акционерном капитале. Ассоциации начали принимать сберегательные и срочные депозиты (последние делаются в малых размерах), что приблизило их пассивные операции к пассивным операциям коммерческих и сберегательных банков.
В структуре активных операций также доля ипотечных кредитов уменьшилась приблизительно с 90% активов до 45,9%. При этом возросли вложения в частные и государственные бумаги, увеличились прочие активы.
В то же время проблема ликвидности для ассоциаций становиться все более острой, поскольку, как и банки, они имеют активы менее ликвидные, чем пассивы. Как правило, занимают они на короткие сроки, а ссужают, наоборот, на длительные. Это считалось абсолютной нормой в США. Поэтому в целях стимулирования жилищного строительства Центральный банк (ФРС) до 1980 г. давал им льготу в виде взимания процентной ставки на 0,25% больше, чем коммерческим банкам. Долгое время этого было достаточно, чтобы ассоциации могли обеспечивать настоящий приток денежных средств для себя.
Однако колебания рыночных процентных ставок в сторону повышения вынудили акционеров и вкладчиков продавать свои акции за наличные и вкладывать средства в другие сферы, например, во взаимные фонды денежного рынка, что вызвало массовый отток денежных средств из ассоциаций. Это опустошающе воздействовало на ассоциации, рынок ипотечного кредита, что в итоге привело к спаду жилищного строительства и в целом американской экономики.
Политика дерегулирования в начале 80-х гг. позволила ассоциациям более эффективно конкурировать на рынке за привлечение средств, однако их портфель был отягощен закладными еще 50—60-х гг. и низким процентом 70-х гг. В результате ассоциациям приходилось платить по пассивам больше, чем получать по активам, что вызывало крупные убытки и подрывало ликвидность. С 1980—1987 гг.
30% общего числа ассоциаций либо обанкротилась, либо подверглась вынужденному слиянию.
В этих условиях ассоциации вынуждены были прибегнуть к новой рыночной стратегии, стараясь приблизиться по операциям к коммерческим банкам за счет диверсификации. Они стали практиковать выдачу коммерческих и потребительских ссуд, долги оформлять ценными бумагами и продавать их на вторичном рынке, а сберегательные счета преводить в срочные.
5. Финансовые компании
Финансовые компании — особый тип кредитно-финансовых учреждений, которые действуют в сфере потребительского кредита. Их организационными формами могут быть акционерная и кооперативная.
Финансовые компании представлены двумя видами: по финансированию продаж в рассрочку и личного финансирования. Первые занимаются продажей в кредит товаров длительного пользования (автомобили, телевизоры, холодильники и т.п.), предоставлением ссуд мелким предпринимателям, финансированием розничных торговцев. Вторые, как правило, выдают ссуды в основном потребителям, а иногда финансируют продажи только одного предпринимателя или одной компании.
Компании обоих видов предоставляют ссуды от года до трех лет.
Пассивные операции компании осуществляют главным образом за счет выпуска собственных ценных бумаг, а также краткосрочных кредитов у коммерческих сберегательных банков. Основой активных операций являются выдача потребительских кредитов, а также вложения в государственные ценные бумаги. На потребительские кредиты приходится до 90% активных операций.
Первоначально финансовые компании стали развиваться в США, особенно после Второй мировой войны. Именно здесь стала активно развиваться продажа товаров длительного пользования в кредит. В 60-е гг. опыт США переняли страны Западной Европы, Япония и др.
Развитие финансовых компаний возможно при широкой насыщенности потребительского рынка товарами и услугами, а также активной конкуренции между ними.
Финансовые компании служат важным инструментом проталкивания товаров длительного пользования на рынки для крупных промышленных корпораций, в особенности в условиях низкого спроса и ухудшения экономической конъюнктуры. Особое место занимает продажа автомобилей, поскольку большая их часть на Западе приобретается в кредит. Многие автомобильные корпорации западных стран создают дочерние или зависимые финансовые компании с целью ускорения реализации своей продукции. Так, ведущая автомобильная корпорация США Дженерал моторс имеет дочернюю финансовую компанию Дженерал моторс аксентанс корпорейшн.
Многие американские, европейские и японские автомобильные компании имеют аналогичные подразделения. Своеобразие деятельности компании состоит в том, что она взимает довольно высокий процент за кредит — от 10 до 30% в различные периоды колебания конъюнктуры.
Потребитель, или заемщик, в случае невозможности возврата потребительской ссуды лишается своего имущества, которое переходит в собственность финансовой компании.
6. Благотворительные фонды
Развитие благотворительных фондов также связано с рядом обстоятельств. Во-первых, благотворительность стала частью предпринимательства. Во-втоых, создание благотворительных фондов имеет весьма прагматичную причину — стремление владельцев крупных личных состояний избежать больших налогов при передаче наследств и дарений.
Последнее обстоятельство — наиболее важное и определяющее, поскольку позволяет крупным собственникам укрывать свои капиталы от обложения подоходным налогом и налогом на наследство.
Создавая благотворительные фонды, крупные собственники и корпорации финансируют: образование (университеты, колледжи, школы), научно-исследовательские институты, центры искусств, церкви, различные общественные организации. Передача средств в благотворительные фонды осуществляется в виде крупных денежных поступлений или пакетов акций. За счет этого благотворительные фонды действуют на рынке капиталов, вкладывая средства в различные ценные бумаги или получая дивиденды с переданных им ценных бумаг, и таким образом увеличивают свой капитал.
Пассивные операции благотворительных фондов складываются из благотворительных поступлений в виде денежных средств и ценных бумаг, а активные — из вложений в различные ценные бумаги, включая государственные, а также в недвижимость. Большую часть активов (более 90%) составляют акции и облигации корпораций. Приоритет в создании благотворительных фондов принадлежит США.
В этой стране они начали создаваться еще в довоенные годы на базе крупнейших личных состояний Карнеги, Форда, Рокфеллера и других богатых семейств. В последующие годы представители других крупных состояний тоже стали организовывать благотворительные фонды. Большое количество фондов возникло в юго-западной части страны (Калифорния, Техас, Невада, Луизиана).
В послевоенные годы начали создаваться аналогичные фонды в странах Западной Европы и Японии.
Как правило, благотворительная деятельность крупных банкиров и промышленников в области образования, здравоохранения, культуры, искусства используется в их интересах в качестве имиджа и рекламы. Колледжи, институты и университеты готовят на их средства кадры, т.е. человеческий капитал, который впоследствии приносит высокие прибыли крупнейшим корпорациям и увеличивает капитал первоначальных благотворительных пожертвований.
Статистическая информация об инвестициях благотворительных фондов обычно очень ограничена, а иногда вообще недоступна. Многие фонды не представляют отчетов и не сообщают о структуре своих активов. Благотворительные фонды пользуются большими налоговыми льготами.
Длительное время благотворительные фонды США пользовались довольно значительными налоговыми льготами. Только в 1969 г. были введены налоги на их деятельность. Так, налог стал взиматься: в размере 4,5% — от рыночной стоимости активов, приносящих прибыль; 4% — от дохода от собственных инвестиций 5% — на операции между благотворительными фондами и его основателями.