Законом установлен государственный контроль за созданием, слиянием, присоединением, преобразованием, ликвидацией хозяйствующих субъектов, а также за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций, паев, долей участия в уставном капитале предприятия, принудительном разделении хозяйствующих субъектов. Предусмотрена ответственность предприятий и должностных лиц за нарушение антимонопольного законодательства.
Этот закон действует и в настоящее время.
В 1995 г. отечественные фирмы получили право возбуждения дел по обвинению в демпинге с целью вытеснения конкурентов с российского рынка. Это явилось результатом постепенно совершенствующегося в нашей стране набора методов борьбы с монополизмом.
Вести работу в этом направлении антимонопольным органам России придется еще долго, пока они найдут наиболее действенные именно для нашей страны способы поддержки конкуренции и ограничения монополистических проявлений. Ведь первые попытки регулирования деятельности монополий, предпринятые в нашей стране в 19921993 гг., особого успеха не принесли. Стало ясно, что особая структура российского хозяйства, о которой мы говорили выше, снижает действенность методов, вполне успешно работающих в странах с развитыми экономическими системами рыночного типа.
Вот почему весной 1994 г. правительство утвердило совершенно новую модель антимонопольной политики, предложенную в Государственной программе демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации. Отныне в России доминирующие на рынке фирмы могут быть отнесены к одной из трех категорий:
1) естественные монополии;
2) разрешенные монополии;
3) временные монополии.
Естественными монополиями теперь в нашей стране будут считаться отрасли или фирмы, обладающие двумя признаками:
а) они производят продукцию или услуги, которые невозможно импортировать из-за рубежа или привести из других регионов страны;
б) они действуют на рынке, где создание конкурентной среды за счет увеличения числа фирм-производителей экономически неэффективно.
Реально в эту категорию попали такие отрасли, как электроэнергетика и теплоэнергетика, газовая промышленность, железные дороги, нефтепроводы, система водоснабжения и т. п.
Разрешенными монополиями будут считаться отрасли и фирмы, обеспечивающие нужды государства в обороне и безопасности либо производящие некоторые специфические виды продукции, где сокращение числа фирм-производителей облегчает государству контроль за качеством и продажами этой продукции.
В эту категорию попадают отрасли оборонной промышленности, а также фирмы, производящие ликероводочные и табачные изделия (акцизные товары, требующие лицензирования) и лекарства.
Временными монополиями будут признаваться отрасли и фирмы, которые оказались доминирующими производителями на рынках своих товаров в силу проводившейся ранее в стране политики укрупнения предприятий, а не благодаря большей эффективности своей работы.
Именно временные и естественные монополии и будут теперь предметом особого внимания Антимонопольного комитета Российской Федерации и правительства в целом. Хозяйственная практика последних лет убедительно показала, что именно такие фирмы и отрасли влияют на развитие отечественной экономики наиболее негативно, именно они несут большую долю вины в раскручивании маховика инфляции.
Можно привести пример, роста цен на продукцию или услуги естественных монополистов по сравнению с ценами в целом по промышленности. При этом ускоренный рост цен в отраслях естественных монополистах нельзя списать на удорожание потребляемых ими ресурсов. Так, в первом квартале 1994 г. затраты предприятий связи из-за роста цен повысились:
по электроэнергии в 1,5 раза,
по материальным ресурсам в 1,8 раза,
по транспортным операциям в 2,5 раза.
Но при этом тарифы на собственные услуги связисты повысили в 2,7 раза, что позволило им соответственно увеличить зарплату своим работникам в 2,4 раза (намного больше, чем в других отраслях).
В итоге доставка газет и журналов стала в России стоить уже дороже, чем собственно подписка на них, а многие органы печати вынуждены были ввести такую странную форму распространения своих изданий, как подписка с получением непосредственно в редакции.
А это грозит взрывом безработицы, для рассасывания которой у страны пока нет средств.
В итоге правительству России приходится постоянно действовать по принципу шаг вперед два назад: то открывать внутренний рынок для поставок зарубежных товаров, чтобы усмирить отечественных монополистов, то снова прикрывать дверь, чтобы не допустить полной гибели отечественной промышленности.
Именно из-за этого, например, в России за последние годы так часто менялись условия ввоза иностранных легковых автомобилей, конкурирующих с отечественными Жигулями, Москвичами и Волгами. Правительство то повышало государственные пошлины на импорт машин, то снижало их, что соответственно вызывало относительное удорожание или удешевление иномарок по сравнению с продукцией отечественного автомобилестроения.
Проблема монополий в России еще не решена, и быстрого ее решения в короткий срок не предвидится.
Заключение Итак, как уже было сказано выше, сейчас в нашей стране предпринимаются все попытки борьбы с монополиями. Как показал выше приведенный пример, монополист устанавливает более высокие цены на свою продукцию. Что в свою очередь оказывает негативное влияние на общество. Методы антимонопольного законодательства неэффективны, они могут лишь препятствовать созданию новых монополий.
Но в России проблема монополизации экономики связана с существующими, созданными раннее монополиями. В ведение мы отмечали, что государственный сектор в СССР составлял около 90% всех предприятий.
Одним из методов антимонопольного регулирования является дробление одного крупного предприятия на несколько самостоятельных предприятий меньшего размера. Но этот метод не применим к отечественным монополиям, которые создавались, как единая сеть. Прежде всего, это относится к естественным монополиям. Хотя вопрос регулирования естественных монополии волнует многих экономистов из разных стран мира.
Но вернемся к отечественной экономике. Видимо, регулирование естественных монополий в нашей стране не достигло того уровня, когда государство может препятствовать монополисту, устанавливать монопольную цену.
Что же касается, регулирования так называемой временной монополии, то, к примеру, такая мера, как поощрение импорта из зарубежных стран, ослабит не только монополиста, но, главным образом, Малого отечественного производителя, множество которых и должно составлять конкуренцию крупным фирмам.
И, наконец, хотелось бы сказать пару слов, о Российском законодательстве. К сожалению, наша правовая система еще не достигла соответствующего уровня, необходимого для защиты малого бизнеса и борьбы с монопольными образованьями.
Эта еще одна проблема современной России, которую предстоит решить.
Возможно, эти проблемы и трудности, связанные с их решением возникают из-за того, что Россия относительно недавно вступила на путь реформ, большинство из которых, кстати сказать, были неудачными или неэффективными. За одно десятилетие перестроить экономику невозможно. К тому же монополии в нашей стране не результат естественного развития, а преднамеренно созданные образования.
Как видно методы борьбы с монополизмом различны. Наша страна имеет свой, пусть небольшой, по сравнению со странами Западной Европы, не говоря уже о США, опыт антимонопольной политики и связанного непосредственно с ней антимонопольного законодательства.
Используя этот опыт, опираясь на существующее законодательство и принимая новые, действительно работающие законы, направленные на ограничение монопольной власти и препятствующие созданию новых монопольных образований, проводя эффективную антимонопольную политику, возможно решение проблемы монополизма.
Россия должна не столько опираться на зарубежный опыт, сколько искать свои способы выхода из сложившийся ситуации, поскольку причины, породившие монополии не те же самые, а отличаются они между собой коренным образом.
Список используемой литературы: