Глава 4
Олигополия Олигополия- это отрасль, в которой большая часть продаж совершается несколькими фирмами, каждая из которых способна оказывать влияние на рыночную цену своими собственными действиями.
Олигополии могут быть однородными или дифференцированными, то есть в олигополистической отрасли могут производить стандартизированные или дифференцированные продукты. Многие промышленные продукты: сталь, цинк, медь, алюминий, свинец, цемент, технический спирт так далее- являются стандартизированными продуктами в физическом смысле и производятся в условиях олигополии. С другой стороны, многие отрасли, производящие потребительские товары: автомобили, покрышки, моющие средства, открытки, сигареты и множество бытовых электрических приборов.
Большинство из ведущих компаний мира ведут свою деятельность в условиях олигополии.
Основной характерной чертой структур олигополистического типа является взаимозависимость действий различных производителей. На такого рода рынке цены на изделия, предлагаемый для продажи объем продукции, полученная какой- либо хозяйственной единицей прибыль зависят от реакции остальных хозяйственных единиц на решения первой. Позиция одного производителя в данном случае немного отличается от позиции абсолютного монополиста, который устанавливает единолично объем производимой продукции и на ее продажную цену, что позволяет ему получать максимальную прибыль.
При олигополии каждый из производителей может устанавливать объем продукции, поставляемой на рынок, но ее продажная цена и, следовательно, прибыль зависят от решения всех остальных производителей.
Место |
Компания |
Страна |
1 |
Nippon Telegraph Telephone |
Jap |
2 |
General Electric |
US |
3 |
Royal Dutch/Shell |
Nuk |
4 |
ATT |
US |
5 |
Exxon |
US |
6 |
Coca-Cola |
US |
7 |
Merck |
US |
8 |
Philip Morris |
US |
9 |
Toyota Motor |
Jap |
10 |
Industrial Bank of Japan |
Jap |
11 |
Roche Holding |
Swi |
12 |
Fuji Bank |
Jap |
13 |
Sumitomo Bank |
Jap |
14 |
Microsoft |
US |
15 |
Intel |
US |
16 |
Mitsubishi Bank |
Jap |
17 |
Dai Ichi Kangyo Bank |
Jap |
18 |
Procter Gamble |
US |
19 |
Intl Business Machines |
US |
20 |
Sanwa Bank |
Jap |
21 |
Johnson Johnson |
US |
22 |
Wal-Mart Stores |
US |
23 |
Hewlett-Packard |
US |
24 |
Du Pont (El) de Nemours |
US |
25 |
Glaxo Wellcome |
UK |
26 |
Pepsico |
US |
27 |
British Petroleum |
UK |
28 |
Nestle |
Swi |
29 |
American International Group |
US |
30 |
GTE Corp |
US |
31 |
Mobil |
US |
32 |
Allianz Holding |
Ger |
33 |
BT |
UK |
34 |
Motorola |
US |
35 |
Bristol Myers Squibb |
US |
36 |
Bellsouth |
US |
37 |
Nomura Securities |
Jap |
38 |
Sakura Bank |
Jap |
39 |
Tokyo Electric Power |
Jap |
40 |
Unilever plc/NV |
Nuk |
41 |
Pfizer |
US |
42 |
HSBC Holdings |
UK |
43 |
Hitachi |
Jap |
44 |
Berkshire Hathaway |
US |
45 |
SBC Communications |
US |
46 |
General Motors |
US |
47 |
Amoco |
US |
48 |
Matsushita Electric Industrial |
Jap |
49 |
Abbott Laboratories |
US |
50 |
Ford Motor |
US |
51 |
Chevron |
US |
52 |
Bank of Tokyo |
Jap |
53 |
Disney (Walt) |
US |
54 |
Singapore Telecom |
Sin |
55 |
Ameritech |
US |
56 |
Federal National Mortage Assurance |
US |
57 |
McDonalds |
US |
58 |
Lilly (Ell) |
US |
59 |
Sandoz |
Swi |
60 |
Bell Atlantic |
US |
61 |
American Home Products |
US |
62 |
Siemens |
Ger |
63 |
Citicorp |
US |
64 |
Smithkline Beecham |
UK |
65 |
Broken Hill Propritary |
Aus |
66 |
Union Bank of Switzerland |
Swi |
67 |
Mitsubishi Heavy Industries |
Jap |
68 |
BAT Industries |
UK |
69 |
Seven-Eleven Japan |
Jap |
70 |
Asahi Bank |
Jap |
71 |
Daimler-Benz |
Ger |
72 |
Tokai Bank |
Jap |
73 |
Kansai Electric Power |
Jap |
74 |
Minnesota Mining Mfg |
US |
75 |
Nippon Steel |
Jap |
76 |
Deutsche Bank |
Ger |
77 |
Toshiba |
Jap |
78 |
Kepco |
SKorea |
79 |
Ericsson LM |
Swe |
80 |
Ciba |
Swi |
81 |
General Motors CL E |
US |
82 |
Ito-Yokado |
Jap |
83 |
Fujitsu |
Jap |
84 |
US West |
US |
85 |
Boeing |
US |
86 |
Columbia/HCA Healthcare |
US |
87 |
Gillette |
US |
88 |
Astra |
Swe |
89 |
Bankamerica |
US |
90 |
Eastman Kodak |
US |
91 |
NEC |
Jap |
92 |
Cisco Systems |
US |
93 |
Long-Term Credit Bank of Japan |
Jap |
94 |
Hong Kong Telecom |
HK |
95 |
Nynex |
US |
96 |
Mitsubishi Trust Banking |
Jap |
97 |
Schering-Plough |
US |
98 |
American Express |
US |
99 |
Chrysler |
US |
100 |
East Japan Railways |
Jap |
Глава 5
Монополистическая конкуренция В условиях монополистической конкуренции множество фирм производят дифференцированные продукты. Их продукция является близкой, но не полностью взаимозаменяемой.
Я рассмотрю монополистическую конкуренцию в сравнении с чистой конкуренцией.
Как совершенная, так и монополистическая конкуренция предполагает большое число продавцов, каждый из которых справедливо допускает, что его действия не будут замечены другими. Конкурентные фирмы принимают общерыночную цену как данную, тогда как монополистический конкурент только полагает в качестве данную цену, назначенную его конкурентами. В силу того что в условиях монополистической конкуренции продукция дифференцированна, тогда как в условиях совершенной конкуренции она однородна, долгосрочное равновесие для этих двух рыночных ситуаций различается по трем важным направлениям.
Во- первых, подобно монополистам монополистические конкуренты не производят больше, так как для увеличения объема спроса на свою продукцию они были бы вынуждены снизить цену для свех покупателей.
Во- вторых, цена превышает величену предельных издержек, так что имеется разрыв между ценностью, которую потребители приписывают каждому благу, и издержками его производства. Таким образом, монополистическая конкуренция, как и монополия, не приводит к совершенно эффективному распределению ресурсов.
В- третьих, поскольку цена превосходит величину предельных издержек, каждая фирма с готовностью продавала бы больше, чем она продает по существующей цене. Подобно монополисту она не снизит цену, чтобы повысить объем спроса за пределы той точки, в которой предельныйй доход равен предельным издержкам. Но если бы новые клиенты проявили желание покупать по существующей цене, то любой монополистический конкурент получил бы прибыль от продажи им продукции.
Следовательно, продавцы могут прибегать к рекламе и другим действиям по стимулированию сбыта для привлечения внимания потенциальных покупателей.
Часть 2
Антимонопольное законодательство.
Проблемы демонополизации в современном обществе
Глава 1
Антимонопольное законодательство и регулирование экономики Антитрестовское законодательство- это весьма сложная и разветвленная сеть законов, судебных решений и правовых норм, которая была создана за последние сто лет. Все эти мероприятия имеют общие корни и направлены на регулирование действий фирм и корпораций на рынке, отсекая те из них, которые признаются малоэффективными, нечестными по отношению к правам потребителя и производителя и просто вредными для широкой общественности.
При всех неоспоримых достоинствах совершенной конкуренции у нее есть существенный недостаток: спонтанное развитие рыночных процессов может сопровождаться монополизацией тех или иных сфер хозяйственной жизни. Совершенная конкуренция, будучи «предоставленной самой себе», превращается в конкуренцию несовершенную. А это означает, что под удар ставится экономическая демократия, которая, в свою очередь, является основой политической демократии.
Поэтому еще в конце 19-го века в промышленно развитых странах Запада и прежде всего в США была осознана небходимость поставить определенный заслон деструктивным силам монополизации.