формирование новой системы управления научно- техническим прогрессом как органической части единой целостной системы управления народным хозяйством;
целевое финансирование научных исследований и их конкурсное размещение;
превращение творческих научных коллективов в основное звено науки, создание социального фонда для поддержки групп ученых, которые выступают с новыми идеями, противоречащими устоявшимся взглядам;
создание инновационного фонда для поддержки массовых работ, которые не гарантируют успеха, но в случае удачи создают огромные выгоды;
формирование научно- технических парков, технополисов для сочетания научно- технических, образовательных, производственных ячеек отечественного и иностранного капиталов с маркетинговой деятельностью;
льготное налогообложение, которое компенсировало бы повышенные затраты на научные исследования и внедрение новинок научно- технического прогресса;
формирование научно- технического законодательства в республике, в частности, законов о государственной научно- технической политике, об интеллектульной собственности, статусах научного работника, творческого коллектива и НИИ.
С целью ликвидации технологической монополии целесообразно:
создание, параллельных, конкурирующих структур с аналогичной специализацией, продуктовым и технологическим профилем;
поощрение формирования новых предприятий во всех секторах экономики, независимо от форм собственности, а также следует обеспечить им свободный выход на рынок;
создание системы мер по стимулированию создания и функционирования малых предприятий;
государственное регулирование цен переходит от конфискационно- наказывающей к регулирующе- стимулирующей системе налогообложения;
перенесение центра тяжести с административных мер, исходящих «сверху» на использование инициативы всех заинтересованных в коммерческой деятельности лиц и предприятий.
Одним из действенных путей борьбы с монополизмом, который с успехом может быть применен в Республике Молдова, является контрактная форма отношений между государтвом и предприятиями, основанная на принципах обоюдной ответственности и заинтересованности, базирующихся на твердых государственных гарантиях. Такая система приобретает особую актуальность в условиях платежного кризиса, инфляционного роста цен на продукцию.
Эффективным средством борьбы с монополизмом является формирование и функционирование механизма и структуры органов защиты потребителя.
Для устранения монополий в Молдове необходимо эффективно действующее, соответствующее мировым стандартам антимонопольное законодательство и соответствующие структуры, контролирующие выполнение этого законодательства на всех уровнях, начиная от президента и кончая производителем. Нельзя сказать, что в этом плане в республике ничего не делается. Приняты Постановление Правительства «О неотложных мерах по демонополизации народного хозяйства», закон «Об ограничении монополистической деятельности» и ряд других. Однако, они имеют ряд существенных недостатков. Во- первых, за пределами государственного регулирования остаются большинство предприятий- монополистов. В закон включены предприятия, производящие товары народного потребления, изделия культбыта и родукты питания. А главные монополисты, определяющие технологическую политику, производящие сырье и комплектующие, остались «на свободе». Во- вторых, не определены правила рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства. По мнению многих экономистов, необходимо принятие и реализация законов «О товарных знаках и знаках обслуживания», «О промышленных образцах», которые имеют непосредственное отношение к рассматриваемому вопросу.
Реализация рассмотренных мер наряду с другими будет способствовать ликвидации последствий монополизма, созданию современной рыночной экономики и конкурентной среды в Республике Молдова.
Глава 6 Будущее антитрестовского законодательства В последние годы деловые сферы преуспели в реформации антитрестовского законодательства. Во многих аспектах и отношениях эти некогда радикальные идеи ныне расцениваются не более чем проявление здравого смысла. Означает ли это, что роль антитрестовской политики все более будет уменьшаться, а ее наиболее жесткие положения в обозримом будущем подвергнутся ревизии и пересмотру?
Ясного ответа на этот вопрос в настоящий момент дать, к сожалению, невозможно. С одной стороны, вне узкого круга специалистов еще популярна старая расхожая точка зрения на антимонопольное законодательство. В то же самое время сторонники теории общественного выбора весьма скептически настроены относительно длительности и жизнеспособности нововведений в области антитрестовского законодательства. По их мнению, не произошло необходимых изменений в структуре законодательных и исполнительных органов власти, а также перераспределения баланса сил основных групп, имевших особые интересы в предпринимательском процессе. Так, известный экономист Роберт Томпсон совершенно откровенно считает, что «из лучших людей вовсе не обязательно формируется наилучшее правительство, а внутренняя динамика правительственных органов подчиняется лишь его собственной логике».
Роберту Томпсону можно доверять в этом вопросе- он отдал Федеральной Торговой Комиссии долгие годы своей деятельности.
Заключение В своей курсовой по политической экономии я рассматривал тему «Конкуренция и монополия. Проблемы демонополизации в условиях современной экономики.» Я постарался просто и понятно описать основные модели рынка, а также привести примеры.
Рассматривая вопросы демонополизации, я уделил внимание экономике Молдовы и на ее примере раскрыл проблемы демонополизации.
У всех рыночных моделей есть и свои достоинства и свои недостатки, в том числе и у конкуренции. Но при всех видах и формах, в рамках любой современной экономики конкуренция является мощной движущей силой развития и совершенствования производства и всех иных видов социально- экономической деятельности, оказывая разнообразное благотворное влияние как на предпринимателей, так и на население.
Список литературы
«Курс экономической теории», Под редакцией Чепурина М. Н., Кисилевой Е. А.- Киров: издательство «Аса», 1995.
Крупнейшие промышленные и торговые монополии, экономико-статистический справочник, под редакцией А. Н. Покровского.- М.: издательство «Мысль», 1986.
Макконнелл К. Р., Брю С. Л., «Экономикс: принципы, проблемы и политика».- Киев: издательство «Хагар- Демос», 1993.
Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р., «Экономика».- М.: издательство «Дело», 1993.
Симановская М. Л., «Монополии в условиях НТР и интернационализации хозяйственной жизни капиалистических стран».- М.: издательство МГУ, 1989.
Шемятенков В. Г., «Между стихией и планомерностью: (Как «работает» монополистическая конкуренция)».- М.: «Мысль», 1987.
Чемберлин Э. Х., «Теория монополистической конкуренции. Реориентация теории стоимости».- М.: Изд. иностранной литературы, 1959.
Кротенко Ю. И., «Состояние экономики Молдовы в современных условиях».- Кишинев: 1995.
Павенский С. Т., «Социально- экономические последствия монополизации производства в Молдове и пути ее преодоления».- Кишинев: Обзор. информ./МолдНИИТЭИ, 1992.
«Российский экономический журнал», 1994, №6.
Законы Республики Молдова.- Кишинев, 29 февраля 1992 г.