При установлении цен на уровне средних издержек у фирмы-монополиста отпадает желание в минимизации издержек производств. Подобное объясняется очень просто: коммунальная служба не встречает конкуренции, любое увеличение издержек из-за промахов в управлении не влияет на норму получаемой ими прибыли с вложенного капитала, пока комиссия устанавливает цену, равную средним издержкам. Политическая оппозиция ценообразования на основе средних издержек в последние годы попыталась перенести хотя бы часть издержек плохого управления на совладельцев компаний-монополистов. Менеджеры парируют это указанием на то, что если они не смогут получать прибыли, им будет трудно привлечь дополнительных вкладчиков.
Качество услуг будет снижаться или тарифы на электричество будут расти ещё больше для покрытия процентов за кредиты, поскольку фирмы будут вынуждены их брать, не находя достаточно покупателей, к примеру, на свои акции.
Теперь обратимся ко второму правилу регулирования деятельности
естественных монополий, которое связано с регулированием нормы прибыли.
В принципе, имея точную информацию о расположении кривых спроса и средних и предельных издержек, оптимальную цену товара выбрать несложно. В реальной же экономической системе наличие всеобъемлющей информации о спросе и издержках представляется весьма сомнительным. В отсутствие такой информации обычной практикой установления цены на товар является её косвенное вычисление исходя из нормы прибыли, получаемой фирмой. Норм прибыли- это её балансовая прибыль по отношению к собственному капиталу предприятия, выраженная в процентах.
Убедиться в том, что введённая экономическая категория весьма полезна как цель регулирования монополистических структур, помогает анализ сути и последствий введения различных цен. Если цена товара устанавливается равной средним издержкам производств, то фирм в качестве компенсации получит необходимые средства, покрывающие альтернативную стоимость инвестиционного капитала плюс некую прибыль от результатов своей деятельности. Если цен товара устанавливается ниже отмеченного уровня, то полученного дохода может не хватить для покрытия всех издержек и затрат, включая альтернативную стоимость затраченного капитала.
В результате данное предприятие понесет убытки, что явится стимулом к сокращению производства. В связи с этим контрольные органы действуют по следующей схеме, в которой условно можно выделить пять этапов:
1.Производится так называемая базовая оценка собственного капитала
фирмы. Предположим, что он составляет 1200000 долларов.
2.Вычисляется средняя норм прибыли на капитал, господствующая в
этот момнт в экономической системе. Предположим, он составляет 15% в год.
3.Далее базовая оценка для конкретной фирмы умножается на господствующую норму прибыли для вычисления общей стоимости собственного капитал фирмы в текущий момент времени. В данном случае он составляет 180000 долларов в год. В рассматриваемых условиях этой суммы достаточно для выплаты процентов и займов, также получения некоей доли прибыли, компенсирующей владельцам инвестированные в данное предприятие средств .
4.З тем контрольные органы рекомендуют конкретной фирме придерживаться определённой цены предоставляемых ею товаров и услуг. Эта цена формируется исходя из пунктов 1- 3 и позволяет, по мнению федеральных органов, компенсировать все издержки предприятия.
5.Со временем осуществляется текущая корректировка и оценка господствующей на рынке нормы прибыли и сопряжении её с назначенной ценой товаров или услуг как в сторону её повышения (при падении прибылей компании ниже существующего уровня), так и понижения (при превышении прибылей компании существующего господствующего уровня).
Недостатки данного метода и искажения процесса регулирования.
У данного метода вычисления нормы прибыли есть несколько недостатков. В силу целого ряда причин регулирование естественных монополий исходя из получаемой ими нормы прибыли не всегда достигает успеха. Одной из причин этого зачастую является наличие такого неприятного мотива, как поиск политической ренты.
У последнего есть две альтернативы. Первая заключается в сращивании предпринимателей с контрольными органами и в расстановке на соответствующие посты заинтересованных лиц, либо попросту мздоимцев, благодаря чему соответствующие контрольные структуры относятся более мягко к данному монополисту. Выборочные представители и госбюрократы регулирующих служб, помогая фирмам-монополистам, в свою очередь рассчитывают "приземлиться" в данных монопольных структурах после истечения срока своих полномочий. Вторая альтернатива, поиск политической ренты, приурочена к потребителям и заключается в
том, что в некоторых сферах контрольные органы были поставлены под жестокий прессинг со стороны потребителей, чьи интересы состоят в максимальном снижении цен без учета потребностей фирм и деловых предприятий на долгосрочных временных интервалах.
Другой проблемой, не менее важной, чем предыдущая, является недостаток знаний об истинных нормах прибыли в различных отраслях промышленности. На самом деле, оценка собственного капитала, нормы прибыли и инвестируемого капитала фирмой-монополистом не всегда объективна. На практике это одна из сложнейших задач.
Чем больше догадок и данных, взятых неизвестно откуда, тем больше вероятность ошибок и непродуманных решений.
Рассматривая фирму в рамках модели "издержки плюс прибыль", регулирование рыночного процесса подрывает основополагающие
стимулы рыночной экономики. Последнее объясняется очень просто: если
прибыль любой фирмы превышает её издержки н определённую фиксированную величину, то отпадает необходимость в минимизации самих издержек. Таким образом, снижаются стимулы к сокращению затрат.
Вследствие этого уровень инвестиций, необходимый для нормального функционирования отрасли сократился. Более того, низкие цены на такого рода услуги маскируют остроту проблемы. По мере старения и амортизации оборудования качество услуг по электроснабжению населения резко снижается; некоторые специалисты предсказывают серьёзную нехватку электроэнергии при существовании механизма искусственного подавления норм прибыли в отрасли. Таким образом, эффект искусственного регулирования нормы прибыли носит обоюдный
характер, эффективность рыночного процесса балансирует между двумя
крайностями.
Помимо искажений, связанных с неверными данными о норме прибыли, существуют искажения, вызванные ценообразующей моделью "средние издержки плюс прибыль". Более глубокое изучение данной проблемы приводит к парадоксальным на первый взгляд результатам. Оказывается, что даже абсолютно точная оценка нормы прибыли в той или иной сфере хозяйственной деятельности сама по себе не способна создать эффективные механизмы контроля и регулирования рыночного процесса. Одной из причин этого является используемая модель ценообразования, сформированная по принципу "средние издержки плюс прибыль" и не включающая в рассмотрение уровень предельных издержек. Ценообразование на основании этой модели предполагает, что предельные издержки производств постоянны и не слишком разительно отличаются от средних издержек при рассматриваемом объёме выпуска продукции.
Однако на практике такое положение вещей весьма идеализированно (так, к примеру, при установлении различных сроков ввода в эксплуатацию электростанций задаются совершенно различные уровни предельных издержек для новых и устаревших станций). Таким образом, регулирующим органам приходится дифференцировать свою политику ценообразования даже в рамках одной отрасли, что может привести к установлению цен ниже уровня предельных издержек и отсутствию стимулов к введению прогрессивных и ресурсосберегающих технологий.
Итак, мы рассмотрели два ключевых правила, на основании которых регулируются естественные монополии. Что же касается третьего правила, упомянутого прежде, которое заключало в себе тот факт, что производство должно быть эффективным, то здесь необходимо принять во внимание расходы фирм- монополистов, не относящиеся непосредственно к производству. К таким расходам можно отнести расходы на отделку офиса, на построение сауны для персонала и тому подобное.
В принципе, регулирующие службы могли бы закрыть глаза на подобного вид издержки, если бы не их масштаб, который всё более и более увеличивается. Поэтому регулирующие службы официально акцентируют на них внимание и принуждают естественные монополии к значительному сокращению их.
Подводя итог сказанному, следует отметить, что естественная монополия-это довольно-таки устойчивая форма хозяйствования, и вряд ли он изживёт себя, пока существуют отрасли, потребность населения в продукции которых столь велика, и пока существует дифференциация общества. Существует много споров о способах регулирования естественных монополий, и это понятно, ведь, и потребители, и монополисты, и сами комиссии по регулированию стремятся получить максимальную прибыль. Однако это не единственная причина разногласий, ведь на самом деле систем регулирования естественных монополий далеко не совершенна. Поэтому, вероятнее всего, что методы государственного регулирования естественных монополий будут постоянно совершенствоваться, хотя вряд ли подобного род перемены смогут удовлетворить всех, следовательно, этот вопрос будет одним из основных в поисковом плане, и интерес общества
к нему никогда не угаснет.
09.11.98г. __________(ГуторовЮ.А.)
Литература.
1.Кэмпбелл Р.МАККОННЕЛЛ, Стэнли Л.БРЮ "ЭКОНОМИКС"т.2.
2.Эдвин Дж.ДОЛАН "МИКРОЭКОНОМИКА".
3."Курс экономической теории"(пособие под редакцией
проф. Чепурина М.Н.,проф.Киселёвой Е.А.).
4."Мировая экономика и международные отношения" N 7,1994.
5.Д.Н.Хайман "СОВРЕМЕННАЯ МИКРОЭКОНОМИКА: анализ и применение"т.2.
6.ФИШЕР и др. "ЭКОНОМИКА".
7."Курс рыночной экономики"(под редакцией проф. Г.И.Рузавина).