Однако возможности роста экспорта за счет ценового фактора были полностью исчерпаны еще в первой половине 1997 г. По итогам 11 месяцев 1997 г., сводный индекс контрактных цен по товарам, охватывающим около 80% экспорта, снизился до 0,96 (годом раньше был равен 1,12).
Механизм формирования мировых цен на сырьевые товары свидетельствует о том, что мировые и внутренние цены на однородные товары чаще всего не совпадают:
1) преобладает вариант, когда внутренние цены выше мировых; типичным примером служит Россия, где под влиянием высокой инфляции цены на большинство товаров не только достигли мирового уровня, но даже превысили его;
2) формирование более высоких внутренних цен не зависит от уровня экономического развития страны;
3) в большинстве стран, выступающих в качестве крупных экспортеров нефти и других сырьевых ресурсов, значение которых для производства велико, наблюдается иная картина более низкий уровень внутренних цен по сравнению с мировыми.
Циклы воспроизводства и цены. Существует общая закономерность зависимости цен от циклов воспроизводства: в зависимости от соотношения спроса и предложения динамика цен характеризуется их повышением при переходе от фазы депрессии к фазе оживления и их снижением при наступлении кризиса. Максимальными цены бывают в фазе подъема в связи с длительным превышением спроса над предложением.
Но при этой общей закономерности различные группы товаров реагируют на изменение конъюнктуры по-разному: наиболее резко меняются цены на сырье и товары длительного пользования (потребительские), слабее цены на полуфабрикаты, а затем на продукцию машиностроения производственного назначения.
Монополии и цены. Монопольная власть характеризуется способностью устанавливать цену выше предельных издержек. В качестве продавцов монополии стремятся продать свою продукцию по монопольно высоким ценам, а партнерам, выступающим в роли продавцов, навязывают монопольно низкие цены. Воздействие монополий на уровень цен зависит от степени монополизации рынка: чем она выше, тем выше монопольные цены. Монополист удерживает рынок в своей власти и контролирует объем выпуска продукции.
Однако возможности взвинчивания цен монополистами не безграничны, поскольку даже в высокомонополизированных отраслях имеются конкуренты, готовые отказаться от сверхприбылей, чтобы утвердиться на том или ином рынке. Конкуренты монополий, называемые аутсайдерами, имеются в большинстве монополизированных отраслей, и борьба между ними и монополистами оказывает самое непосредственное воздействие на уровень цен.
Кроме того, на уровень монопольных цен оказывает влияние и конкуренция монополий смежных отраслей. Типичным примером, в частности, является конкурентная борьба между угольными и нефтяными монополиями. На цены многих видов сырья влияет также конкуренция заменителей (синтетический каучук, химическое волокно и т.п.).
Научно-техническая революция, быстрое и непрерывное обновление промышленных изделий, решение многих технических проблем на стыке отраслей способствуют межотраслевой конкуренции.
Контроль государства над ценами. В большинстве экономически развитых стран на рынки оказывает влияние государство, причем правительство нередко регулирует даже рынки свободной конкуренции, и не только путем введения налогов, предоставления субсидий, но и другими способами.
Обычно политика монополий поддерживается государством, которое помогает на внутреннем рынке удерживать высокий уровень цен (при помощи гарантирования производителям уровня продажных цен и субсидирования издержек производства), а на внешнем более низкий уровень на экспортные товары для повышения конкурентоспособности монополий.
Регулирование цен было важной составной частью энергетической политики США в 60-е70-е гг. и продолжало влиять на эволюцию рынка природного газа в последующие годы.
Наибольшее распространение получило регулирование внутренних цен при помощи гарантирования производителям уровня продажных цен на продукцию сельского хозяйства. В США, например, это осуществляется путем предоставления субсидий из госбюджета производителям в случае, если цены на рынке понижаются относительно гарантированного минимума. Единые закупочные цены на продукцию сельского хозяйства были установлены в странах Общего рынка.
Вместе с тем в периоды экономических кризисов политика протекционизма возрождалась: в 1931 г., например, средний уровень импортных тарифов 10 ведущих экономически развитых стран Запада повысился до 32%. Только после Второй мировой войны под давлением США средний уровень импортных тарифов в странах Запада снизился до 16%, а к началу Уругвайского раунда в рамках ГАТТ в 1987 г. до 6,3%. Однако тарифные барьеры защищают внутренние рынки выборочно: менее всего защищены рынки сырья и топлива (см. табл.
3.3).
Таблица 3.3
Уровень тарифной защиты товарных рынков в промышленно развитых странах до и после Уругвайского раунда, %
Товарные группы |
Средний уровень |
Соотношение уровня цен* |
||
до |
после |
до |
после |
|
Сырье и топливо |
2,1 |
0,8 |
1,0 |
1,0 |
Полуобработанные продукты |
5,4 |
2,8 |
2,6 |
3,5 |
Готовые изделия, в том числе: |
9,1 |
6,2 |
4,3 |
7,8 |
продукты деревообработки |
3,5 |
1,1 |
1,7 |
1,4 |
неэлектрические машины |
4,8 |
1,9 |
2,3 |
2,4 |
потребительские товары |
5,5 |
2,4 |
2,6 |
3,1 |
электрические машины |
6,6 |
3,5 |
3,1 |
4,4 |
химические товары и фотоматериалы |
6,7 |
3,7 |
3,2 |
4,6 |
транспортные средства |
7,5 |
5,8 |
3,6 |
7,3 |
*Уровень защиты рынков сырья и топлива равняется 1.
Как и мировые лидеры, отстающие в развитии страны также осуществляют достаточно сильную защиту своих внутренних рынков: тарифные барьеры против импорта готовых изделий здесь в среднем втрое выше, чем в развитых странах.
Демпинговые цены. Демпинг это продажа товаров на внешних рынках по ценам, значительно ниже внутренних. Товарный демпинг возник еще до Первой мировой войны.
В то время предприятия для завоевания внешних рынков пользовались собственными накоплениями.
Демпинговые цены могут быть не только ниже цен производства, но и ниже себестоимости, а разница, т.е. убыток от демпинга, покрывается за счет сверхприбылей монополий, получаемых от реализации товаров на внутреннем рынке. Вместе с тем по мере сращивания монополий с государством разница между внутренними и экспортными ценами все чаще ликвидируется главным образом за счет государственного бюджета.
В условиях инфляции, когда внешнее обесценение валюты опережает внутреннее, возникают условия для валютного демпинга, суть которого состоит в том, что экспортер покупает товары на внутреннем рынке по высоким (из-за инфляции) ценам и продает их на внешнем рынке по ценам, ниже средне-мировых, но за более устойчивую валюту.
Курсовая разница, возникающая при обмене полученной более устойчивой валюты на обесцененную национальную, позволяет снижать экспортные цены, а сверхприбыль экспортеров обеспечивается за счет массового вывоза товаров.
Длительное применение демпинга обостряет противоречия между странами: в странахэкспортерах товаров по демпинговым ценам увеличиваются прибыли экспортеров, но растут цены, снижается жизненный уровень трудящихся; в странах объектах демпинга не выдерживает конкуренции с дешевыми импортными товарами местная промышленность, свертывается производство, растет безработица. Не случайно на конференции Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ) в 1967 г. был принят международный Антидемпинговый кодекс, который предусматривает специальные санкции при применении демпинга. Общий рынок, например, при помощи различных антидемпинговых мероприятий пытался противостоять ввозу американской сельскохозяйственной продукции, импорту японских автомобилей, телевизоров, видеомагнитофонов и других товаров.