Особенно заинтересованы в беспрепятственном передвижении товаров между странами транснациональные корпорации, для которых либерализация внешней торговли в конечном счете является средством облегчения внутрикорпорационных поставок в пределах их интернациональных промышленных комплексов.
Таким образом, тенденция к либерализации обусловлена решением задач расширения мирохозяйственных связей в условиях интернационализации производства. Она нужна для экономической кооперации в интересах взаимной выгоды благодаря более эффективному использованию мировой экономики.
Основных успехов политика либерализации достигла в области таможенных пошлин, общий уровень которых в послевоенный период существенно сократился. Сосредоточение международных усилий на этом участке объясняется следующими причинами.
Во-первых, исторически таможенные пошлины олицетворяют собой регулирующую функцию государства во внешней торговле, а их уровень является главным критерием торгово-политического режима.
Во-вторых, пошлины наиболее заметны на фоне других внешнеторговых барьеров.
В-третьих, таможенные тарифы служат основным унифицированным элементом торговой политики всех стран, что облегчает достижение договоренности об их взаимном снижении.
Эти особенности таможенных пошлин во многом определили и формы согласованных международных мероприятий по либерализации торговли. К тому же при действии принципа наибольшего благоприятствования как одного из базисных норм мировой торговой политики XX в. предоставление двумя странами взаимных таможенных уступок означает распространение этих льгот на всех их внешнеторговых партнеров.
Характер таможенных тарифов обусловливает их либерализацию на широкой международной основе. С этим связано создание соответствующего международного института Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), по линии которого проходили многосторонние переговоры о снижении внешнеторговых барьеров, и в первую очередь таможенных пошлин. Генеральное соглашение было подписано в Женеве 30 октября 1947 г., но начало действовать с 1949 г. К началу 1994 г. членами ГАТТ являлись 130 стран, еще 27 стран применяли правила ГАТТ де-факто и 6 стран вели переговоры о присоединении.
На долю всех этих стран приходится 90% мирового объема торговли.
В основу правового механизма ГАТТ были положены следующие принципы и нормы:
недискриминация в торговле, которая обеспечивается, с одной стороны, принципом наибольшего благоприятствования в отношении экспортных и импортных, транзитных операций и связанных с ними таможенных пошлин и сборов, а с другой национальным режимом, т.е. уравниванием в правах товаров импортного и отечественного производства применительно к внутренним налогам и сборам, а также правилами, регулирующими внутреннюю торговлю;
использование преимущественно тарифных средств защиты национального рынка, а не количественных ограничений или аналогичных мер;
прогрессивное снижение таможенных тарифов в ходе периодически проводимых раундов многосторонних торговых переговоров и их юридически оформляемое «закрепление» на соответствующем уровне;
взаимность в предоставлении торгово-политических уступок;
разрешение торговых споров путем проведения консультаций и переговоров, а в случае невозможности достижения согласия рассмотрением споров в специально создаваемых третейских группах, решения которых обязательны для договаривающихся сторон ГАТТ.
За годы существования ГАТТ было проведено несколько раундов многосторонних торговых переговоров, в результате которых средневзвешенный уровень импортных таможенных тарифов промышленно развитых стран понизился с 4050% в конце 40-х гг. до 5% в настоящее время.
Однако одновременно со снижением таможенных тарифов все более заметную роль в мировой торговле стали играть нетарифные ограничения, т.е. различного рода административные меры, затруднявшие доступ иностранных товаров на внутренние рынки.
По этой причине в ходе так называемого «токийского» раунда (19731979 гг.) сфера регулирования ГАТТ была значительно расширена или уточнена в результате заключения отдельных соглашений, регламентирующих вопросы правил таможенной оценки, технических барьеров в торговле, лицензирования импорта, введения антидемпинговых и компенсационных пошлин и т.д.
Соглашение базируется на основных принципах, принятых ГАТТ, что должно облегчить вступление России в эту организацию.
В-третьих, грубыми нарушениями Устава ГАТТ является субсидирование производства и экспорт по демпинговым ценам, что активно практикуется в России.
И наконец, в-четвертых, в предстоящие годы, по мнению бывшего генерального директора ГАТТ А. Дункеля, перед этим международным сообществом будут стоять две главные проблемы: связь торговли с экологией и ужесточение правил конкуренции.
С 1 января 1995 г. на базе ГАТТ была образована Всемирная торговая организация (ВТО), в связи с чем России пришлось вести переговоры по более широкому кругу вопросов, чем странам, присоединившимся ранее, а также потребовалась подготовка дополнений к российскому Меморандуму.
Однако, несмотря на трудности переходного периода, Россия остается экономическим гигантом с потенциально необъятным рынком товаров, услуг, капиталов и значительными экспортными возможностями. Этим и объясняется то повышенное внимание, которое уделяется России со стороны ГАТТ ВТО. Так, Генеральный директор ВТО Питер Сазерленд объявил 21 января 1995 г., что Россия сможет вступить в эту организацию в ближайшее время.
Но в обмен на оказываемую политическую и финансовую поддержку представители ВТО не только хотят видеть в лице России надежного, предсказуемого торгового партнера, играющего на мировых рынках по общепринятым правилам, существующим в рамках этой организации, но и вести переговоры о снижении уровня тарифного обложения по широкому кругу товаров. Кроме того, России рекомендовано навести порядок в вопросах субсидирования производства, особенно сельскохозяйственного, применения антидемпинговых мер, улучшения статистической отчетности и т.д.
В то же время участие России во Всемирной торговой организации предоставляет стране выгодные перспективы. По прогнозу этой организации, выполнение соглашений «уругвайского» раунда, который стал важным этапом в процессе либерализации международной торговли, приведет в 2005 г. к увеличению совокупного мирового дохода на сумму свыше 500 млрд. долл. Дополнительный рост объема торговли 24 промышленно развитых стран, обусловленный действием соглашений, составит от 7 до 8%, для развивающихся стран этот показатель может превысить 14%.
В соответствии с общеэкономическими задачами и требованиями ВТО в России проводится регулирование внешнеэкономической деятельности, которое включает систему лицензионного регулирования внешнеторговых операций, таможенно-тарифное регулирование и переход к тендерной (конкурсной) основе заключения внешнеторговых контрактов.