Свободные экономические зоны: понятие, виды, их формирование


Суть этих документов установление специального таможенного режима ввоза иностранных товаров в Россию с применением ставок таможенных пошлин, уменьшенных в два раза по сравнению с базовыми.
Важнейшим дополнением должен стать готовящийся проект постановления Правительства РФ «О перечне приоритетных отраслей, видов деятельности, территорий и отдельных инвестиционных проектов с соответствующим льготным режимом привлечения иностранных инвестиций».
Наряду с проектами федеральных законов и другими нормативными документами, в Правительство представлен проект постановления «Об использовании кредитов, предоставляемых иностранными государствами под государственные гарантии Бюджета развития Российской Федерации» (письмо от 4 декабря 1997 г. № 3878-П). Проектом предусматривается предоставление инвестору государственной гарантии Бюджета развития Российской Федерации в размере 40% от консолидированного риска кредитора.
В 1997 г. принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации Закон «О свободных экономических зонах». Для обеспечения национальной безопасности и стабильности общественного воспроизводства в первом чтении принят Закон «О перечне отраслей, производств, видов деятельности и территорий, в которых запрещается или ограничивается деятельность иностранных инвесторов».
В 1997 г. было начато рассмотрение проекта Закона «О внесении в законодательные акты Российской Федерации изменений и дополнений, вытекающих из Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции». В результате проведенной работы уже в июне 1997 г. вступил в силу Закон «Об участниках недр и месторождений полезных ископаемых, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции». Согласно этому Закону было определено семь таких месторождений.

В настоящее время подготавливаются новые перечни.
В декабре 1997 г. принято постановление Правительства РФ «О дополнительных мерах по стимулированию деловой активности и привлечению инвестиций в экономику России», предусматривающее привлечение на финансовые рынки частных сбережений населения, снижение рисков при инвестировании в реальный сектор на основе развития системы страхования и перестрахования.
Среди основных направлений совершенствования нормативно-правовой базы регулирования притока иностранных инвестиций необходимо отметить завершение работы над таким базовым законом, непосредственно относящимся к регулированию притока иностранного капитала, как Налоговый кодекс, что обеспечит российской налоговой системе большую стабильность. Помимо этого, будет совершенствоваться работа по привлечению иностранных инвестиций на уровне субъектов Российской Федерации. Во всех российских регионах имеются собственные программы привлечения иностранных инвестиций, учитывающие местные условия и имеющийся опыт.
Улучшению инвестиционного климата способствует и работа по заключению межправительственных соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений. По состоянию на 17 июня 1996 г. заключено 35 подобных соглашений, большая часть из которых ратифицирована.
Министерством иностранных дел РФ и Министерством внешних экономических связей и торговли РФ разрабатывается комплекс мер по совершенствованию договорно-правовой базы двусторонних отношений России со странами потенциальными инвесторами с учетом предложений загранучреждений, практики и специфики существующих политических и торгово-промышленных связей.
Целями предпринимаемых Правительством РФ мер являются укрепление правовой базы деятельности иностранных инвесторов на основе предоставляемого им национального режима, изъятия из которого допускаются только исходя из федеральных законов по основаниям обеспечения национальной безопасности; усиление предоставляемых иностранным инвесторам правовых гарантий, регламентирование и стимулирование процедур их реализации, активизация притока из-за границы средств в российскую экономику путем принятия необходимых льгот по налогообложению.

8.4. Свободные экономические зоны: понятие, виды, их формирование в России
Свободные экономические зоны (СЭЗ) представляют собой одну из многообразных форм международных экономических отношений, прообразы которой использовались отдельными государствами в XIVXV вв. в виде «свободных» городов и портов на пересечении торговых путей для привлечения торговых потоков*.


* Первая СЭЗ была создана в 1547 г. в итальянском городе Ливорно, который был объявлен городом свободной торговли.

С развитием мировой экономики и торговли в XIX в. и углублением интернационализации национальных экономик в XX в. СЭЗ как форма международных экономических отношений получила широкое распространение и существенно изменила свое экономическое содержание. Эволюция СЭЗ осуществлялась от простых организационно-функциональных форм, связанных в основном с торговлей товарами, к более сложным, ориентированным на производство массовой потребительской продукции, разработку и производство новых товаров, предоставление различного рода услуг и т.д.
Эволюция СЭЗ связана прежде всего с интенсификацией использования научно-технических достижений, крупными сдвигами в структуре экономики промышленно развитых стран, а также с распадом колониальной системы. В результате этого открылись новые сферы приложения для инвестиций как в самих промышленно развитых странах, так и в странах, проводящих политику индустриализации. Вместе с тем концентрация капитала промышленных монополий и централизация банковских ресурсов тоже содействовали поиску и созданию дополнительных стимулов для расширения инвестирования за рубежом по сравнению с теми, которые существовали ранее.

В этих условиях свободные зоны с чисто торговой ориентацией, зоны свободного предпринимательства, не требовавшие больших первоначальных капиталов, длительного подготовительного периода, сложных планов действий или обширных связей с предприятиями за рубежом, не соответствовали требованиям мирового инвестиционного рынка.
Требовались совершенно новые области инвестирования: создание высокотехнологических отраслей промышленности, улучшение использования ввозимых и местных ресурсов, ускорение развития современной инфраструктуры и т.п. В связи с этим в различных странах стали появляться новые организационные формы зон, отличающиеся от зон свободного предпринимательства и свободных экспортных зон более широким диапазоном функций, более сложным экономическим механизмом функционирования, расширенными возможностями международного сотрудничества.
В 80-е гг. после принятия ряда мер, направленных на преодоление застоя в отдельных отраслях промышленности, банковском и страховом деле, в ряде регионов промышленно развитых стран появились специальные экономические зоны: технопарки, научно-техническая, свободная банковская, свободная страховая. Отличительной особенностью этих зон было то, что их создание предусматривало не столько привлечение иностранного капитала, сколько предоставление преференциальных режимов на сроки от 10 до 20 лет. Примерами подобных зон являются зоны, созданные в Великобритании, Италии, США, Франции.
Таким образом, СЭЗ как форма международного сотрудничества в своем динамическом развитии претерпела существенные трансформации. Этим обусловлено и множество определений того, что в общем смысле понимается под термином СЭЗ. На сегодняшний день можно встретить до 30 определений СЭЗ, по существу, синонимов.

По определению экспертов ООН, «СЭЗ ограниченные промышленные районы, представляющие собой часть территории страны с беспошлинным таможенным и торговым режимом, где иностранные фирмы, производящие продукцию, главным образом на экспорт, пользуются рядом налоговых и финансовых льгот».


Среди наиболее распространенных в мире специальных экономических зон можно выделить:
таможенные зоны;
беспошлинные торговые зоны;
таможенные свободные зоны;
внешнеторговые зоны;
беспошлинные экспортно-производственные зоны;
свободные экспортные зоны;
экспортно-производственные зоны;
свободные экономические зоны;
свободные производственные зоны;
зоны экономического благоприятствования;
промышленные экспортоориентированные зоны;
свободные промышленные зоны;
предпринимательские зоны;
зоны совместного предпринимательства;
зоны технико-экономического развития;
зоны развития новой высокой технологии;
технико-внедренческие зоны;
научно-промышленные парки;
оффшорные центры;
международные оффшорные центры;
свободные банковские зоны;
эколого-экономические регионы;
открытые районы;
туристические центры.
Общими принципами для всех типов и разновидностей СЭЗ являются:
локальность территории;
отсутствие таможенных пошлин (или их фиксация на минимальном уровне) на ввоз (вывоз) оборудования, полуфабрикатов и готовой продукции при максимальном упрощении всех процедур, связанных с экспортно-импортными операциями;
льготный режим налогообложения;
свободное обращение конвертируемой валюты в условиях общей свободы межстрановых финансовых транзакций;
гарантии от конфискации иностранной собственности и предоставление функционирующим в СЭЗ компаниям дополнительного круга льгот и привилегий.



Содержание раздела