Платежные балансы Западной Европы



Кредитные операции МВФ можно разделить на два периода: первый период- с 1947 по 1956 и второй- с 1957 по 1966 год.1
В 1947 году МВФ предоставил кредиты 8 странам на общую сумму 467,7 млн. долларов, в том числе Англии- 240 млн. долларов, Франции- 125, Голландии- 52 млн.
Однако уже в 1948 году кредитный механизм фонда, на который возлагались большие надежды, начал работать с перебоями. Платежные балансы Западной Европы оказались пассивными. Поэтому они не только не могли погасить задолженность, но и нуждались в новых кредитах.
Руководители МВФ уже в 1948 году были вынуждены признать, что фонд не может справиться с поставленными задачами, так как кризис валютно-финансовых отношений оказался значительно глубже, чем это ожидалось при создании фонда.
Управленческая структура МВФ- Совет управляющих, в котором каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем, назначаемыми на пять лет. Обычно это министры финансов или руководители центральных банков.
МВФ устроен по образцу акционерного предприятия. Поэтому возможность каждого участника оказывать воздействие на его деятельность с помощью голосования определяется долей в капитале. Наибольшим количеством голосов в МВФ обладают:
США- 17,7%
Германия- 5,5%
Япония- 5,5%
Великобритания- 4,9%
Саудовская Аравия- 3,4%
Италия- 3,1%
Россия- 2,9%
Доля стран ЕС- 26,2%
24 промышленно развитых государств имеют 59,6% голосов в МВФ. На долю остальных стран, составляющих почти 86% количества членов Фонда, приходится лишь 40,4 голосов.2
Директор-распорядитель ( с 1987 г. )- Мишель Камдессю ( Франция ), его заместители ( с 1994 г. )- Стэнли Фишер и другие ( США ).
На первых порах МВФ как кредитор играл скромную роль. Однако в 70-х и особенно в 80-х годах произошло значительное расширение его кредитной деятельности.
Наименее развитым странам предоставлялись льготные кредиты за счет специальных фондов.
МВФ не только непосредственно кредитует страны-члены, но и помогает им получить кредиты у правительства промышленно развитых стран, центральных банков, группы МБРР, Банка Международных Расчетов, а также у частных коммерческих банков. Даже небольшой кредит МВФ облегчает доступ стране на частный мировой рынок ссудных капиталов. Предоставляя кредит, МВФ как бы удостоверяет платежеспособность данной страны, выступает в качестве ее гаранта.

Расширение в 70-80-е годы кредитования Фондом развивающихся стран было связано с существенным ухудшением их валютного положения в результате двух раундов повышения мировых цен на жидкое топливо. В 1977-1991 гг. развивающиеся страны-импортеры нефти получили 85,7% кредитов МВФ. Впервые посла 1985 года сумма кредитов превысила погашение задолженности.
Расширение кредитной деятельности Фонда обусловлено тремя основными факторами.
1. События на Ближнем Востоке, война в Персидском заливе привели к сокращению поставок нефти на мировой рынок и росту цен на нее, что ухудшило платежные балансы ряда стран.


2. МВФ активизировал финансовую поддержку развивающимся странам, приступившим к макроэкономическим и структурным реформам, а также включился в урегулирование внешнего долга этих стран.
3. С 90-х возросли кредиты МВФ странам Восточной Европы и бывшего СССР в связи с глубокими социально-экономическими преобразованиями и переходом к рыночной экономике.
Всем ясно, что стабильность национальной валюты обеспечивает и стабильность на мировом рынке. Доллар является такой валютой в течение многих лет.
5. Банк Международных Расчетов ( БМР ).
БМР является старейшим из существующих международных валютно-финансовых организаций капиталистического мира. Он был создан в 1930 году.
Идея о создании банка возникла в связи с решением, а точнее с проблемой решения вопроса о репарационных платежах Германии странам-победительницам в первой мировой войне и о расчетах по займам.
Американский план взимания германских репараций и расчетов еврVпейских стран-должников коммерческих банков США по военным долгам предусматривал так называемую коммерциализацию военных долгов. Согласно этому плану, получившего название плана Юнга ( по имени его автора ), Германия должна была выпустить внешний заем на рынках частных капиталов США и ряда стран Западной Европы. Доходы Германии от этого займа направлялись на уплату репараций странам- победительницам, которые должны были из этих сумм погасить свой долг по военным займам, полученным в США.


БМР предназначалась роль механизма, способствующего выпуску и распространению облигаций германского займа на рынках частных капиталов. Он должен осуществлять расчеты по этому займу и конверсию доходов от займа в репарационные платежи.
Основной капитал банка установлен в 500 млн. золотых швейцарских франков, эквивалентных 145161290,32 г. чистого золота. Капитал разделен на 200 тыс. акций по 2500 франков каждая. Оплаченный капитал составляет 125 млн. франков, или 25% общей суммы основного капитала.
Высшим органом управления Банка является общее собрание руководителей Центральных Банков стран, имеющих акции банка. Физические и частные юридические лица, располагающими акциями банка, в собрании не участвуют. Общее собрание созывается, как правило, один раз в год для того, чтобы утвердить доклад о деятельности банка, его баланс, счет прибылей и убытков.
Баланс Банка Международных Расчетов.

на 31 марта `57 на 31 марта `67

Пассив млн. % млн. %
золотых злотых
франков франков


Капитал
(оплаченный) 125,0 5,7 125,0 1,5
Резервы 21,2 1,0 25,8 0,3
Депозиты в зо-
лоте 626,7 28,8 3561,2 43,4
Депозиты в ва-
люте 1249,4 57,8 3909,6 47,5
Векселя 293,4 3,5
Прочие пассивы 158,5 6,8 316,9 3,8
Всего 2181,0 100,0 8231,9 100,0

Актив

Золото в слит-
ках 513,0 23,5 3095,9 37,6
Валюта в кассе
и на текущих сче-
тах в банке 56,9 2,6 155,5 1,9
Векселя и др. ценные
бумаги, оплачиваемые
по первому требован. 710,7 33,0 144,7 1,8
Срочные вклады и
ссуды 146,5 6,7 3551,0 43,1
Прочие векселя и
ценные бумаги 673,8 31,0 1283,8 15,6
Прочие активы 71,1 3,2 1,0
Всего 2181,0 100,0 8231,9 100,0


Дальнейшее развитие банка было прервано валютным кризисом, охватившим многие капиталистические страны, и второй мировой войной. Но банк не был ликвидирован, а был сохранен в качестве подсобного фонда МВФ.3
Уста БМР запрещает выпускать банкноты, представлять ссуды правительствам, открывать на имя правительств текущие счета, держать в своем распоряжении акции и владеть недвижимым имуществом или устанавливать контроль над каким-либо предприятием.
Операции с коммерческими банками он производит только с согласия ЦБ страны, на территории которой эти банки функционируют.
С 1982 года БМР предоставляет промежуточный кредит под гарантию ЦБ странам, ожидающим кредит МВФ, чтобы избежать кризиса их международной валютной ликвидности. Такие кредиты получили Венгрия, Мексика, Аргентина, Югославия. Для поддержания политики расширенного доступа стран с дефицитным платежным балансом к кредитам фонда БМР совместно с 17 центральными банками предоставили Фонду кредит в 2,5 млрд. долларов в 1982 году.
Специфика БМР заключается в строго конфиденциальном характере его деятельности. Это определяет место БМР как вспомогательного органа МВФ и группы МБРР, с которыми он имеет тесные связи. БМР имеет административный пост во Временном комитете МВФ и в группе десяти, обеспечивает работу секретариата Комитета управляющих ЕЭС, созданного в 1964 году, Административного совета ЕФВС ( 1979 ), осуществляет клиринговые расчеты в ЭКЮ ( с середины 80-х ).
БМР- ведущий информационно-исследовательский центр. Годовые отчеты Банка- одно из авторитетных экономических изданий в мире. На базе своих исследований БМР в 1975 году опубликовал хартию наблюдения за международными операциями банков.

Иногда рекомендации, подготовленные БМР на базе консенсуса, имеют большее значение, чем межгосударственные решения.
БМР превратился в международную валютно-кредитную организацию по составу участников и характеру деятельности. Это обусловлено тем, что БМР является международным банком центральных банков, агентом и распорядителем в различных международных валютно-расчетных и финансовых операциях, центром экономических исследований и форумом международного валютно-кредитного сотрудничества.

6. Доллар- орудие американской экспансии.
В силу сложившихся обстоятельств американский доллар стал главной денежной единицей, замещающей золото в международном обращении. Используя это, монополистические круги США через американское правительство стали проводить энергичную финансово-экономическую и военнополитическую экспансию. Идя навстречу погоне за долларами в странах капитала, они со своей стороны энергично внедряли доллары в мировое обращение.
Внедрение доллара в международные расчеты, начавшееся раньше, через международные организации еще больше усилилось. Возросли также долларовые кредиты и прямые инвестиции частного американского капитала через эти организации. Поощрение частных инвестиций- одна из главных функций международных финансовых организаций.
С первых же шагов деятельности МБРР и МВФ доллар получил широкие возможности выступив в качестве заменителя золота в международном товарно-денежном обращении и движении капитала. Позиции доллара становились тем прочнее, чем больше росли по абсолютному объему внешняя торговля США и активный баланс. Чтобы создать еще более благоприятные условия для американских товаров на внешних рынках, США взяли на себя инициативу согласования тарифно-торговой политики капиталистических стран путем заключения ГАТТ и создания его постоянных органов.



Содержание раздела