Переговоры между Сообществом и Советским Союзом


Переговоры между Сообществом, Советским Союзом и восточноевропейскими странами об установлении договорных отношений содержали политические цели. Конечно, советская торговля с ЕЭС была малочувствительна к политике Общего рынка в отличие от торговли других восточных стран.
Трудности, с которыми сталкивались страны рыночной экономики в установлении договорных связей о товарообмене, известны; понятно, что, одни затруднения исходили из стран рыночной экономики, другие из-за самих социалистических стран: ограничение на экспорт товаров стратегического назначения со стороны западных стран (даже пищевые продукты могли рассматриваться как стратегические), неконвекртируемость валюты социалистических стран, различные правила операций с девизами в социалистических странах, сложность и негибкость бартерных сделок, недейственность механизма таможенных льгот на Востоке в силу того, что внешняя торговля подчинялась плановым нормам.
Эти трудности прибавлялись к общей асимметрии в области торговли, состоящей в том, что социалистические страны импортировали главным образом капиталовложения и потребительские товары, а страны Сообщества полезные ископаемые и энергию. В этих условиях даже переговоры о двусторонних отношениях были затруднены, еще сложнее обстояло дело для переговоров от имени ЕЭС. После отказа советской стороны заключить торговый договор с Сообществом каждая страна-член приступила к заключению договоров о сотрудничестве (более широких, чем договоры о торговле) с СССР и другими социалистическими странами.

В ожидании того, что Сообщество будет уполномочено государствами-членами их изменять, в 1976 г. были начаты переговоры о природе и порядке торговых договорных связей.
В соответствии с советской концепцией разрядки, в том виде, в котором она была конкретизирована на Конференции по безопасности и сотрудничеству, СССР предложил, чтобы Сообщество установило договорные связи не просто с отдельными социалистическими странами, а с Советом Экономической Взаимопомощи и дополнительно с каждым социалистическим государством. Сообщество со своей стороны стремилось заключить прямые соглашения с социалистическими государствами, опасаясь роста возможностей управления своими союзниками, которыми располагал СССР. Ожидая принятия решения на этих переговорах, Сообщество приступило к процедуре консультаций и информированию о соглашениях с третьими странами. Кроме того оно предприняло под названием "автономной" торговой политики различные меры (режим импорта, предоставление режима наибольшего благоприятствования, кредиты на оплату экспорта для социалистических стран).

В то же время квоты на рыбную ловлю были установлены в одностороннем порядке до заключения соглашения о рыболовстве.
В то время, как несколько отдельных соглашений (о сельскохозяйственной продукции, об импорте металлургической продукции, о таможенных тарифах) были заключены с некоторыми социалистическими странами (Румыния, Чехословакия и др.), переговоры с СССР натолкнулись на проблему формы и содержания договорных связей. На проект торгового соглашения Общего рынка с каждым социалистическим государством, Совет Экономической Взаимопомощи ответил предложением о сотрудничестве двух региональных организаций. Этот договор мог бы быть дополнен другими договорами различных типов (государство - государство, ЕЭС - социалистическое государство, КОМЕКОН - государство-член ЕЭС и т.п.).
Сообщество приняло принцип договора, устанавливающего связи между двумя организациями, дискуссии были перенесены на его содержание: символическую сторону, содержащую ссылки на общие принципы торговой политики (что было особенно важно для ЕЭС, тогда как Совет Экономической Взаимопомощи не располагал, как заявляли его представители, необходимой юридической компетенцией, чтобы заменять государства, являющиеся его членами,) и практическую сторону - соглашение о создании смешанной комиссии, имеющее важное значение для советской стороны. II. Российская Федерация, полноправный партнер Европейского Союза А. Запоздалое изменение (1988 - 1991) После пятнадцати лет переговоров 25 июня 1988 года соглашение между Сообществом и Советом Экономической Взаимопомощи о взаимном признании было заключено. Это соглашение вписалось в рамки глубоких изменений, начавшихся в Советском Союзе с 1985 г. в форме перестройки.



Соглашение было скорее символическим, так как в действительности переговоры Европейского Сообщества с некоторыми странами Восточной Европы (особенно с Венгрией) уже начались. Тем не менее, соглашение от 25 июля 1988 г. имеет важное историческое значение, ибо включало сферы торговли, а также научных исследований, связей в области транспорта, окружающей среды. Список охватываемых секторов указывал на те направления, которые предполагалось развивать в дальнейшем, и на сферы, которые уже были затронуты участием и сотрудничеством. Запоздание в принятии соглашения о взаимном признании было осложнено разрушением Совета Экономической Взаимопомощи. Возможность сохранения Совета Экономической Взаимопомощи вытекала, главным образом, из того, что Советский Союз был производителем и поставщиком энергии для своих социалистических союзников на условиях, благоприятных для них.

Устранение Советским Союзом последних связей с СЭВ произошло вместе с принятием международных торговых цен и стремлением ввести оплату энергетической продукции в девизах. Известно, что Совет Экономической Взаимопомощи, который стоял в 1985 г. на пороге новой эры изменения комплексной программы научного сотрудничества, был распущен в середине 1991 г. Изменения произошли также и в определении роли и идентификации Сообщества. С момента своего создания Сообщество выступало и во внутренних делах, и во внешних как духовная сила, осуществляющая экономическую и политическую интеграцию, цели которой были поставлены перед ним в эксплицитной и имплицитной форме. В 1989 г. анализ, принципиально обновленный вследствие внутренних перемен, произошедших в стране, был дан в документе (14 тезисов), созданном в Институте Мировой Экономики и Международных Отношений Академии Наук.

14 тезисов знаменовали полный разрыв с прошлым. В целом, процессы экономической интеграции рассматривались позитивно, так же как и завершение создания внутреннего рынка на базе единого акта. По словам авторов, Сообщество было и оставалось фактором развития производительных сил региона и способствовало перераспределению внутриполитических сил в Западной Европе.

Европейскому Сообществу приписывались заслуги в установлении подлинного полицентризма внутри капиталистического мира и способность участвовать в системе многосторонней безопасности и сотрудничества со всеми странами Европы независимо от их социально-политической природы. Начиная с 1989 г., с заключения двусторонних соглашений, связывающих Сообщество с каждой из стран Центральной и Восточной Европы, к нему были предъявлены новые требования. От Сообщества было потребовано внести вклад в экономическую и политическую модернизацию стран Восточной Европы и включить их более тесно в европейскую систему.
Вопрос связей с Сообществом был решен очень быстро в результате дифференциации партнеров Сообщества, особенно после исчезновения крупных международных организаций, а затем и распада Советского Союза в 1991 г. Б. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве В 90-е гг. Россия действительно стала полноправным партнером Европейского Союза благодаря своим экономическому, научному и технологическому потенциалам, а также благодаря своей выдающейся роли в установлении стабильности на европейском континенте в целом. Кроме того, Европейский Союз является первым торговым партнером России, с которым она к тому же имеет смежную территорию после вступления Финляндии 1 января 1995 г. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, подписанное на Корфу в июле 1994 г., развивает дальше механизмы, установленные соглашением о торговле и сотрудничестве 1989 г., которое ввело понятие нации наибольшего благоприятствования и двустороннего политического диалога. Ввиду того, что ратификация соглашения о партнерстве затягивается, было принято временное соглашение призванное осуществить часть положений о торговле и сотрудничестве.

В настоящее время соглашение о сотрудничестве по прежнему еще не ратифицировано, хотя уже в 1997 г. должны были начаться переговоры о создании зоны свободной торговли. Соглашение не было ратифицировано несколькими государствами-членами Европейского Союза, среди которых находится Федеративная Республика Германии, и не было ратифицировано также Россией из-за возражений, высказанных Думой.
Соглашение о торговле содержит экономический и социальный аспекты, а также аспект политического диалога. Что касается торговых связей, то существует асимметрия между уровнем таможенных пошлин, взимаемых Сообществом, и средним уровнем пошлин, принятым в России. Российская сторона утверждает, что торговые уступки, сделанные Европейским Союзом, в целом очень ограниченны и, в частности, включают широкое применение антидемпинговых мер с тех пор как торговля не рассматривается как полностью либерализированная. Такое положение дел будет подталкивать к переговорам о свободной торговле, но в то же время создает риск отсрочить момент их наступления, ибо положения соглашения о партнерстве должны быть рассмотрены вместе с другими видами связей: программой ТАСИС, другими формами сотрудничества, в частности в области энергетики, чтобы создать законодательную основу, способную обеспечить рост торговли и в дальнейшем поощрять иностранные инвестиции в энергетику.

Вместе с тем в настоящее время иностранные инвестиции в России остаются очень слабыми и не соответствуют потенциалу и численности населения Российской Федерации.



Содержание раздела