Определение цены продукции методом полных затрат


При экономическом и статистическом анализе мировых цен их принято делить на две группы: цены на продукцию обрабатывающей промышленности и цены на сырье.
В качестве мировых цен продукции обрабатывающих отраслей выступают, как правило, экспортные цены крупных компаний-производителей и ее экспортеров. При этом базой экспортных цен служат цены на внутреннем рынке, формируемые данными компаниями методами: полных затрат и прямых затрат.
Преобладающую часть затрат (до двух третей и более) составляют материальные затраты на сырье и материалы, топливо и энергию, приобретение комплектующих изделий и полуфабрикатов, оплату производственных услуг сторонних организаций. Другим крупным элементом затрат на производстве является.заработная плата.
Наиболее распространенный метод в ценообразовании метод полных затрат, по которому суммируются все затраты, связанные с производством продукции, к ним прибавляется величина предполагаемой прибыли и определяется доход, ожидаемый от реализации продукции. Полученная величина дохода делится на ежемесячный выпуск продукции, и таким образом определяется фабричная цена единицы изделия (см. табл. 3.1).
Таблица 3.1
Определение цены продукции методом полных затрат (месячные затраты, долл.)



Наименование затрат
Сумма
Материалы
10 000
Рабочая сила
1 200
Косвенные расходы
4 000
Всего затрат
15 200
Ожидаемая прибыль
3 000
Ожидаемый доход от реализации
18 200
Месячное производство продукции, шт.
1 200
Цена единицы продукции
15,2


Надбавка (величина предполагаемой прибыли) определяется исходя из величины прибыли на капитал, исчисляемый путем отношения реализуемой прибыли к величине инвестированного капитала (в %). Это процентное соотношение рассчитывается на перспективу и носит название «целевой» нормы прибыли. Ее величина может меняться в зависимости от положения той или иной компании на рынке: если она достаточно защищена, величина нормы прибыли повышается, если того требует обеспечение конкурентоспособности, норма прибыли снижается.
Компаниями используется также система скидок и надбавок к цене в зависимости от условий сбыта товаров, их качественной характеристики и т.д.
Крупные компании используют и другой метод в ценообразовании, нацеленный на более полный учет условий рынка на начальной стадии формирования цены, метод прямых затрат. Он основан на делении всех издержек на накладные (в основном условно-постоянные) и прямые (переменные) расходы. Постоянные расходы практически не зависят от изменения объемов производства, поэтому для короткого периода времени важным является анализ прямых издержек, величина которых меняется по мере изменения объемов производства.
По методу прямых затрат цена устанавливается путем добавления к прямым затратам определенной прибыли, а постоянные расходы предприятия не распределяются по отдельным продуктам, а погашаются из разницы между ценами реализации и переменными затратами. Эта разница получила название «добавленной», или «маржинальной», прибыли.
Использование метода прямых затрат начинается с оценки потенциального объема продаж по каждой предполагаемой цене. Сумма прямых затрат и наценок («маржинальная прибыль») определяется на единицу продукции и на весь объем предполагаемых продаж (см. табл. 3.2).
Таблица 3.2
Определение цены методом прямых затрат (месячные затраты, долл.)

Затраты
Варианты
Ожидаемый объем продаж, шт.
400
600
800
900
Предполагаемая цена за единицу
18,0
16,0
15,0
14,0
Сумма прямых (переменных) затрат
8,58

8,46

8,40

8,34

«Маржинальная прибыль» на единицу продукции
9,42

7,54

6,60

5,66

Суммарная «маржинальная прибыль»
3768

4528

5280

5094

Постоянные затраты при 100%-м использовании производственных мощностей
3000

3000

3000

3000

Реализованная прибыль
768
1524
2280
2094


Затем из полученных суммарных наценок «маржинальной прибыли» вычитаются постоянные расходы и находится величина прибыли при реализации продукции. При этом предполагается, что 100%-е использование производственной мощности это 1000 единиц изделий, а постоянные расходы, соответствующие этой нагрузке, равны 3000 долл.
Из расчетов видно, что максимальная прибыль возможна при продаже 800 изделий по цене 15 долл. за единицу*.


* Никитин С., Глазова Е., Степанова М. Мировые цены: особенности формирования. Мировая экономика и международные отношения. 1997. № 3.

Этот метод позволяет определить оптимальное сочетание объема производства, цен реализации и расходов, но он сложен для использования, поскольку фирмы обычно не знают своих кривых спроса и объема продаж, поэтому предпочитают использовать метод полных затрат. Факторы, влияющие на ценообразование, очень многообразны, поэтому компании не ограничиваются применением двух описанных выше методов, а полученные с их помощью цены могут служить лишь основой и для дальнейшего маневрирования на рынке с постоянно меняющейся конъюнктурой. Достигается это с помощью разветвленной системы скидок и надбавок за изменение качества, условий поставки, упаковку, маркировку и т.п.

Не меняя объявленных цен, фирмы могут повышать или понижать их. В итоге по прейскурантным ценам совершается мало операций, крупные партии товаров реализуются по «теневым» ценам, т.е. со скидкой от прейскурантных или по договорным. Договорные или разовые цены получили широкое распространение при прямых поставках потребителям (ими охвачено 8090% сбыта промышленного оборудования, полуфабрикатов и материалов).
Разнородность внутренних цен крупных компаний обрабатывающей промышленности определяет и значительные различия основанных на них мировых цен, например, рынка машин и оборудования.
Мировые цены сырьевых товаров. В соответствии с классификацией статистического бюро ООН, в группу сырьевых товаров включают энергоресурсы (нефть, уголь и др.), минеральное сырье, сельскохозяйственные продукты, удобрения, цветные металлы.
Важнейшей особенностью формирования мировых цен на сырьевые ресурсы является то, что они зависят не от величины внутренних издержек, а от действия других факторов. Основными из них являются следующие:
1) соотношение спроса и предложения на рынке сырьевых товаров;
2) сочетание цен основных производителей-экспортеров и биржевых котировок в качестве мировых цен для большинства сырьевых товаров;
3) множественность цен основных производителей-экспортеров (а иногда и биржевых котировок), которые играют роль мировых денег, под влиянием использования различных валют для выражения цен, нарушения баланса предложения и спроса на сырьевые товары и т.п.;
4) особая роль государства или их групп ведущих экспортеров и/или импортеров соответствующих товаров в формировании мировых цен. Группы государств (основных производителей и экспортеров) функционируют в виде межгосударственных ассоциаций производителей, влияющих на формирование и динамику мировых цен. Например, Ассоциация стран экспортеров нефти ОПЕК, возникшая еще в 70-е гг., до сих пор играет заметную роль в формировании мировых цен на нефть.
В конце ноября 1997 г. страны ОПЕК резко повысили квоту добычи нефти на первое полугодие 1998 г. с 1252 до 1375 млн тонн в годовом исчислении, и цены сразу понизились. Считалось, что падение цен не нарушит равновесие между спросом и предложением, но на практике предложение превысило спрос, и данная тенденция сохранялась, что могло повлечь за собой дальнейшее снижение цен. В итоге Саудовская Аравия, Венесуэла и Мексика приняли меры по сокращению добычи нефти.
Наблюдавшееся снижение цен на сырьевые товары в 90-е гг. было обусловлено рядом причин, в том числе:
1) повышением эффективности геологоразведочных работ, внедрением новых методов разведки;
2) повышением производительности труда в сельском хозяйстве и как итог увеличением предложения и снижением издержек производства сельскохозяйственного сырья;
3) распадом СССР, кризисом, возникшим в постсоветском пространстве, и связанным с этим уменьшением потребления сырья для собственного производства и увеличением его поставок на мировые рынки по низким ценам.
Особенно сильно это сказалось на мировых рынках черных и цветных металлов. Малоблагоприятным для экспортеров оказался 1997 г.: падение мировых цен на сырую нефть составило 8% от средневзвешенной величины за год.
Главным фактором снижения цен на металлопродукцию стал динамичный рост экспорта России, по объему которого страна вышла в 1996 г. на первое место в мире. Основным фактором конкурентоспособности российского металла на мировом рынке является сравнительно низкая стоимость трудозатрат из-за низкой оплаты труда по сравнению с другими странами. Это дало возможность российским экспортерам удерживать цены на черные металлы на 1520%, а на цветные на 712% ниже мировых.
По предварительным данным Государственного таможенного комитета РФ с учетом данных Госкомстата России, в январе ноябре 1997 г. Россия экспортировала товаров на 77,1 млрд долл. (без учета неорганизованной торговли), в том числе экспорт в страны дальнего зарубежья составил 62,4 млрд долл.



Содержание раздела