В 1956 г. была создана в качестве филиала Международного банка реконструкции и развития так называемая Международная финансовая корпорация. Совместно с частными банками она предоставляла кредиты частным компаниям в области промышленности, покупала акции таких компаний и участвовала в их прибылях. Таким образом, корпорация сочетала вывоз как ссудного, так и функционирующего капитала.
Государственно-монополистические формы экспорта капитала получили развитие и в других западных странах, хотя и не в такой степени, как в США. В 19451960 гг. английские государственные инвестиции в зарубежных странах превышали 5,6 млрд долл. (свыше 1/4 всего капитала, вывезенного из Англии). Отличительная особенность этих инвестиций заключалась в том, что они осуществлялись не только в виде ссудного, но и в форме функционирующего капитала (около 1,8 млрд долл.). В 1948 г. в Англии были созданы два правительственных учреждения Корпорация по развитию колоний и Заморская продовольственная корпорация, целью которых являлось форсирование вывоза капитала в колониальные и зависимые страны. В 1953 г. была создана также Финансовая корпорация развития стран содружества, капитал которой на 45% состоял из средств государственного Банка Англии и на 55% из вложений частных банков и страховых компаний.
Основным направлением государственных инвестиций Англии в колониях была энергетика, сельское хозяйство, горнорудная промышленность, транспорт. Общая сумма государственных кредитов, направленных Англией в свои колонии, составила в 19511960 гг. 2 млрд долл.
Аналогичные формы государственных капиталовложений применялись в послевоенные годы Францией и Бельгией. Созданный в Париже Центральный банк французских заморских территорий свои главные средства направлял в североафриканские колонии Франции, причем 1/3 этих средств банк предоставлял в распоряжение частных французских компаний. В . 1956 г. была введена новая система, по которой за счет налоговых изъятий создавался специальный фонд. Он предоставлял частным компаниям, вкладывавшим капиталы в колониях, среднесрочные и долгосрочные кредиты. В 19541959 гг. государственные кредиты Франции, направленные в ее колонии, составили 3,8 млрд долл.
Доля государственных инвестиций в общем вывозе капитала из Франции в послевоенные годы составляла 4045%.
Государственный экспорт капитала из ФРГ, не имеющей колоний, носил иной характер. После 1953 г. Западная Германия предоставляла другим странам долгосрочные кредиты на основе двусторонних соглашений. Целевые назначения таких кредитов оплата экспорта промышленных товаров западногерманских фирм. Общая сумма этих займов превысила 1 млрд долл.
В области вывоза функционирующего капитала из ФРГ государственно-монополистические формы в то время не получили развития.
Широкое распространение имеет в главных западных странах система государственной гарантии экспортных кредитов. Суть ее заключается в том, что правительство обязуется возмещать частным банкам и фирмам своей страны часть задолженности иностранного заемщика, остающейся не погашенной в срок вследствие его банкротства или политических причин (национализация предприятий, наложение секвестра, введение валютных ограничений и т.д.). Как правило, гарантируется возмещение 7090% непогашенных сумм.
Гарантированием экспортных кредитов занимаются специальные учреждения. В США эту функцию выполняет Экспортно-Импортный банк. В Англии существует Департамент гарантий экспортных кредитов. Максимальный лимит его операций превышает 1 млрд ф. ст.
Гарантии, выданные департаментом, охватывают около 20% стоимости английского экспорта. В ФРГ этой деятельностью занимаются два учреждения общество «Гермес» и государственная акционерная компания «Дейче ревизион унд трейханд». Максимальный лимит их операций 12 млрд марок.
Во Франции аналогичную функцию выполняет «Компани франсэз д'асюранс пур ле комерс экстерьер», в Италии «Институто национале делле асику рационе», в Бельгии «Офис насьональ дю круар». Такие же организации имеются в Канаде, Голландии и ряде других стран.
Кроме того, они брали на себя обязательства проводить в послевоенные годы такую внешнеторговую политику, которая бы не препятствовала импорту товаров из США. После окончания войны большинство таких стран было вынуждено согласиться на одностороннее снижение своих ввозных пошлин на американские товары.
Капиталистические страны получили по ленд-лизу товаров на 30 млрд долл. В обмен они вынуждены были предоставить США в порядке так называемого «встречного ленд-лиза» свыше 17 млрд долл., а после окончания войны по специальным соглашениям обязались заплатить дополнительно крупные суммы (например, Англия 650 млн долл.), закупить американские «излишки» вооружения и т.д., хотя во время принятия закона о ленд-лизе американская материальная помощь союзникам рассматривалась как компенсация за их жертвы и потери, связанные с ведением войны.
США пошли на предоставление «безвозвратных субсидий», отказавшись от применявшейся в годы Первой мировой войны системы государственных займов, по следующим причинам. Во-первых, американское правительство не решалось повторить опыт, приведший к глубокому кризису всего международного кредита. Во-вторых, уже в первые годы новой мировой войны стало ясно, что валютные резервы союзников, в том числе Англии, были на исходе (до 1941 г. США предоставляли Англии и другим воюющим странам займы на обычных условиях и поставляли вооружение за наличные, что привело к быстрому иссяканию их валютных ресурсов).
И наконец, в ленд-лизе американский капитал нашел новый выгодный для них способ осуществления экономической и политической, экспансии.
В послевоенные годы программа «безвозвратных субсидий» была возрождена лишь в 1948 г. после того, как своими займами США немало содействовали обострению валютного кризиса в странах-должниках. С апреля 1948 г. стал действовать так называемый «план Маршалла». Официальная цель этого «плана» состояла в «помощи» экономическому восстановлению Европы. Действительная же цель заключалась в том, чтобы поставить Западную Европу в экономическую и политическую зависимость от американского империализма. За четыре года (19481951 гг.) страдам Западной Европы было предоставлено около 11 млрд долл.
Это так называемая «помощь» за наличные предоставлялась в виде обычных кредитов (продажа американских товаров с оплатой не в долларах, а в местной, в то время необратимой, валюте) и, наконец, в виде «даров».
Финансовые условия «даров» по «плану Маршалла» и до сих пор служат эталоном, по которому предоставляется американская экономическая «помощь».
По программе «безвозвратных субсидий» американские товары или услуги предоставлялись без обязательства получающего правительства возместить или вернуть их стоимость США. Распределение товаров осуществлялось правительством той или иной страны по указанию и под контролем местного отделения американской администрации «помощи». Правительства не могли распоряжаться по своему усмотрению выручкой от продажи этих товаров и должны были зачислять ее на специальный счет в центральном банке своей страны.
Эти счета в местной валюте получили название «эквивалентных счетов».