Второй метод производственного кооперирования договорная специализация, заключающаяся в разграничении производственных программ участников такого рода соглашений. В соответствии с соглашениями о специализации договаривающиеся стороны стремятся устранить или уменьшить дублирование производства, а следовательно, и прямую конкуренцию между собой на рынке. Важнейшее условие, которое придает такого рода соглашениям о специализации кооперационный характер, это наличие в нем положений о тесном сотрудничестве участников в форме совместного производства обычно сложной продукции, взаимных или односторонних субподрядных поставок, проведения совместных исследований и разработок и т. д.
Создание производственных совместных предприятий один из трех основных методов кооперационной деятельности, получающей все более широкое распространение в Украине, равно как и в мире. Это так называемая интегрированная кооперация, когда под единой организационной формой объединяется капитал нескольких участников для достижения отдельных, совместно согласованных целей.
Место и роль Украины в МРТ.
Место и роль любой страны в мировом хозяйстве, МРТ и в интернационализации хозяйственной жизни зависят от многих факторов. Однако основными из них являются следующие: уровень и динамика движения национальной экономики, степень ее открытости и вовлеченности в МРТ, прогрессивность и развитость ВЭС, умение национальной экономики адаптироваться к условиям международной хозяйственной жизни и одновременно воздействовать на них в желаемом направлении. Следует отметить, что Украина как составная часть бывшего Советского Союза, а ныне как суверенное государство оказывает недостаточное воздействие на МРТ и на интеграционные процессы в международной хозяйственной жизни, поскольку оставалась в течение значительного периода времени, по существу, в стороне от главных мирохозяйственных процессов.
В новых условиях, когда отброшены или изжили себя многие идеологические догмы, а переход к открытой экономике стал составной частью процесса перехода Украины к рыночной экономике, страна начинает снимать многие препятствия, которые мешали активному и масштабному ее вовлечению в интеграционные процессы. Однако болезненные явления, которыми сопровождается экономическая и политическая перестройка в Украине и других странах на территории бывшего СССР (крутое падение производства, резкое сокращение инвестиций, разрыв производственных связей, нарастающая инфляция и др.), ведут к тому, что роль Украины в мировой экономике и в МРТ не только не возрастает, а сокращается.
При всем том множестве точек зрения относительно путей включения Украины в МРТ и мирохозяйственные связи ясно и несомненно следующее. Успешное решение этой проблемы будет в конечном счете зависеть, во-первых, от оздоровления экономики страны на путях ее структурной перестройки и перехода к рыночным условиям хозяйствования, а во-вторых, от создания действенных законодательных, организационных, материальных, технических предпосылок для этого.
Украина как суверенное государство делает, по существу, лишь первые шаги на мировой арене. В этих условиях предстоит в сжатые сроки разработать долговременные, научно обоснованные приоритеты внешней, в первую очередь внешнеэкономической, политики страны. В этих условиях предстоит решить многие принципиальной важности проблемы органичного вхождения Украины в мировое хозяйство, использования в полной мере возможностей МРТ для решения своих внутренних задач, географических и структурных проблем ВЭС страны. Предстоит не просто провозгласить переход Украины в течение определенного срока к экономике открытого типа, но и принять соответствующие решения по практической реализации этого курса. В свете сложившихся новых реалий требуют более глубокого анализа, осмысления и отражения в соответствующих программных документах средне- и долгосрочного характера принципиальные вопросы экономических взаимоотношений Украины и стран ближнего и дальнего зарубежья.
В условиях перехода Украины к рыночной экономике инвестиционное сотрудничество, равно как и ВЭД в целом, полностью утрачивает свою прежнюю идеологическую функцию, а поэтому может осуществляться на основе критериев эффективности и коммерческой выгоды. Необходима разработка долговременной, хорошо обоснованной концепции и опирающейся на нее стратегии внешнеэкономических отношений Украины с развивающимися странами как в целом, так и с выделением регионов, групп стран и отдельных, особо значимых для нее в перспективе стран-партнеров. Различное наполнение отношений по отдельным направлениям и странам должно опираться на объективные факторы уровень и предполагаемые тенденции экономического развития стран, их экономические потенции, экспортные и импортные возможности и ряд других.
Происходит их дифференциация.
Правительственная программа Украины определяет главные направления, по которым будет развиваться экономическое взаимодействие. Это торговля, денежно-кредитные и платежно-расчетные отношения, совместная деятельность, в том числе совместные инвестиционные программы, функционирование межгосударственных хозяйственных структур.
Литература