Желание преодолеть протекционистские барьеры побудило Японию, Италию, Германию к территориальным и колониальным захватам, что вызвало начало новой мировой войны (1939-1945гг.). Широкомасштабные и кровопролитные военные действия почти полностью прервали какие-либо международные торговые отношения. Война окончилась поражением выше перечисленных стран.
После установления мира начался новый этап развития международного разделения труда.
После второй мировой войны многое пришлось начинать с начала. Процесс восстановления системы международного разделения труда занял десятилетия. Так степень вовлеченности развитых стран в международное разделение труда составило в 1950 году лишь 60% от уровня 1913 года.
Обороты внешней торговли вернулись на докризисный уровень лишь к 60-ым годам.
Новому росту глобальной интеграции помогла новая промышленная революция, развернувшаяся на Земном шаре во второй половине ХХ века. Она породила такие отрасли как автомобилестроение, нефтедобыча и нефтепереработка, точное машиностроение, которые стали движущей силой новой системы международного разделения труда. В конце ХХ века сырая нефть и нефтепродукты, автомобили и точная электроника - три важнейшие товарные группы в мировой торговле, на которые приходится около половины мирового экспорта.
Основы новой системы международной торговли были заложены ещё на Бреттонвудской конференции в 1944 году. В 1947 году 23 странами было подписано Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), направленное на снижение таможенных пошлин и других барьеров.
Наиболее известным из всех таможенных союзов является Европейское сообщество (ЕС), или Общий рынок. ЕС было создано в 1957 году, когда Франция, Германия, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург подписали так называемый Римский договор. Затем к соглашению присоединились Дания, Ирландия, Великобритания, Греция, Испания, Португалия, Швеция, Финляндия и Австрия.
Всего на данный момент (1998 год) в договоре участвуют 15 стран.
В странах с развитой экономикой к 1998 году таможенные пошлины на промышленные товары снизились до 4%. Во второй половине ХХ века внешняя торговля росла значительно быстрее, чем материальное производство. За 45 лет объёмы производства выросли в 5,5 раза, а объёмы мировой торговли - в 14 раз.
Главным показателем вовлеченности страны в систему международного раз деления труда является "процент вывоза". "Процент вывоза" - это отношение вывоза продукта страны к собственному производству. Динамика этого показателя по группе промышленно развитых стран показана в таблице №4.
Год | Развитые страны | США | Западная Европа | Япония |
1890 | 11,7 | 6,7 | 14,9 | 5,1 |
1913 | 12,9 | 6,4 | 18,3 | 12,6 |
1929 | 9,8 | 5,0 | 14,5 | 13,6 |
1938 | 6,2 | 3,7 | 7,1 | 13,0 |
1950 | 7,8 | 3,8 | 13,4 | 6,8 |
1953 | 8,4 | 4,3 | 13,4 | 7,5 |
1960 | 8,6 | 3,8 | 14,8 | 8,9 |
1970 | 10,2 | 4,0 | 17,4 | 9,7 |
1975 | 14,1 | 6,6 | 21,3 | 11,0 |
1980 | 15,5 | 7,7 | 22,7 | 11,8 |
1990 | 14,6 | 7,2 | 23,0 | 9,6 |
1992 | 14,3 | 7,5 | 21,7 | 8,8 |
1995 | 14,7 | 7,9 | 23,9 | 8,4 |
Таблица 4. Экспортная квота экономики (1890-1995гг.)
(доля товарного экспорта в ВВП, %).
В 70-е годы степень вовлечённости стран мира в международное разделение труда резко возросла, сравнялась с уровнем, существовавшем до первой мировой войны, и превзошла его. В 1970 году страны Западной Европы улучшили показатель 1913 года по доле товарного экспорта в ВВП (валовой внутренний продукт).
Описанные процессы в экономике, гигантский прогресс в научно-технической области определили политико-географический облик мира накануне XXI века.
Новый этап в развитии мирового хозяйства характеризуется рядом особенностей, имеющих глобальный характер.
1). Второй половине ХХ века характерен рост числа независимых государств. Общее число государств увеличилось с 57 до 193.
Мир становится более сложным и многогранным как в политическом, так и в экономическом отношении. Происходит окончательный распад колониальной системы, что означало исчезновение элементов старых интеграционных систем. Кроме этого произошёл распад одного из крупнейших государственных образований в мировой истории - СССР.
Их продукция продаётся, без преувеличения, во всех странах мира.
3). Расширению мирового рынка способствовало бурное развитие транспорта (железнодорожного, авиационного, морского), широких межконтинентальных связей.
Транспорт - это одна из важнейших отраслей экономики любой страны. В эпоху научно-технической революции увеличились скорости, выросла грузоподъёмность всех видов транспорта, и мир стал как бы доступнее. По дну морей протянулись газо- и нефтепроводы, а по дну океанов - кабельные линии (средство доставки информации).
Изменения в транспортной сети мира с середины ХХ века показаны в таблице №5.
Виды путей сообщения | 1950 г. | 1970 г. | 1990 г. |
Железные дороги | 1320 | 1340 | 1210 |
Автодороги | 15540 | 19700 | 23600 |
Судоходные реки и каналы | 560 | 525 | 544 |
Нефте- и продуктопроводы | 175 | 395 | 600 |
Магистральные газопроводы | 186 | 545 | 900 |
Воздушные пути | 3300 | 5510 | 7900 |
Таблица 5. Мировая транспортная сеть (тыс. км.).
Почти 80% перевозок между странами обеспечивает морской транспорт, реализуя возможности международного разделения труда. В числе стран - лидеров мирового торгового флота (по тоннажу) - Либерия, Панама, Япония, Греция, США, Китай, Россия. Многие страны переводят сотни крупных судов под ”удобные” флаги развивающихся стран (Панама, Либерия) в связи со стремлением снизить издержки и увеличить прибыли (используют дешёвую рабочую силу развивающихся стран, налоговые льготы и т.п.).
К крупнейшим портам мира относятся: Роттердам (Голландия), Новый Орлеан, Нью-Йорк (США), Нагоя, Иокогама (Япония), Сингапур, Гонконг и др..
Для многих стран мира большую роль играет речной транспорт. Он обслуживает преимущественно внутренние потребности государств, но осуществляет и международные перевозки.
Основу сухопутного транспорта составляют железнодорожный, трубопроводный и автомобильный виды транспорта. Соотношение видов транспорта в грузовых и пассажирских перевозках различно в разных странах мира.
Роль железнодорожного транспорта постепенно уменьшается, хотя всё равно остаётся огромной. Крупнейшую протяжённость имеют железнодорожные сети США (240 тыс. км.), России (86 тыс. км.), Индии (61 тыс. км.) и Китая (53 тыс. км.).
Автомобильный транспорт развивается очень динамично. Он играет ведущую роль в перевозках пассажиров, а также грузов на короткие и средние расстояния. В настоящее время мировой автомобильный парк насчитывает 0,5 млрд. автомобилей (80% в развитых странах).
Трубопроводный транспорт относится к числу новых видов средств сообщения, интенсивно развивающихся в настоящее время. Развитее энергетики стимулировало расширение сети нефтепроводов и газопроводов. Появились продуктопроводы, по которым транспортируется уголь и железная руда.
Крупнейшие трубопроводы расположены в России (газопровод ”Дружба” - 5,5 тыс. км. и нефтепровод Уренгой - 4,5 тыс. км.), в Канаде (нефтепроводы Редуотер - Порт-Кредит (4,8 тыс. км.) и Эдмонтон - Монреаль(3,2 тыс. км.)) и в США (продуктопровод Хьюстон - Нью-Йорк (2,5 тыс. км.)). Себестоимость транспортировки по трубопроводам втрое ниже, чем по железным дорогам. Этот вид транспорта обеспечивает стабильность, надежность перевозок, меньшее загрязнение окружающей среды.
Воздушный транспорт - это вид наиболее скоростного, но дорогостоящего транспорта играет важную роль в международных пассажирских перевозках.
В международных сообщениях участвуют свыше 1 тыс. аэропортов. Крупнейшие агломерации мира имеют сразу несколько аэровокзалов - Нью-Йорк, Лондон, Париж, Москва, Токио. Крупнейший воздушный парк (самолётный) сконцентрирован в США, России, Канаде, Франции, Австрии и в ФРГ.
4). Гигантское значение имеет глобальное информационное объединение мира. Во второй половине ХХ века широкое развитие получили такие новые виды связи как спутниковая и кабельная.
Благодаря им появилось возможность быстрой и чёткой передачи информации в любые уголки земного шара.
Величайшим достижением человека в конце ХХ века явилось создание сети Интернет, бурно развивающейся и растущей на наших глазах. Благодаря появлению совершенных персональных компьютеров эта всемирная сеть связывает не только государства, различные организации, но и отдельных граждан разных стран. Она включилась и в систему всемирной торговли.
Уже организовано проведение многих торгово-финансовых операций непосредственно по сети Интернет.