Время Пользования Кредитом | Сумма кредитов в процентах и квоте | ||
от 0% до 50% | от 51% до 100% | от 100% и более | |
До 3 месяцев | проценты | не | взимаются |
От 3 до 6 мес. | 2,0 | 2,0 | 2,0 |
От 6 мес. до 1г. | 2,0 | 2,0 | 2,5 |
От 1 до 1,5 лет | 2,0 | 2,5 | 3,0 |
От 1,5 до 2 лет | 2,5 | 3,0 | 3,5 |
От 2 до 2,5 лет | 3,0 | 3,5 | 4,0 |
От 2,5 до 3 лет | 3,5 | 4,0 | 4,5 |
От 3 до 3,5 лет | 4,0 | 4,5 | 5,0 |
От 3,5 до 4 лет | 4,5 | 5,0 | -- |
От 4 до 4,5 лет | 5,0 | -- | -- |
Кредитные операции МВФ можно разделить на два периода: первый период- с 1947 по 1956 и второй- с 1957 по 1966 год.
В 1947 году МВФ предоставил кредиты 8 странам на общую сумму 467,7 млн. долларов, в том числе Англии- 240 млн. долларов, Франции- 125, Голландии- 52 млн.
Однако уже в 1948 году кредитный механизм фонда, на который возлагались большие надежды, начал работать с перебоями. Платежные балансы Западной Европы оказались пассивными. Поэтому они не только не могли погасить задолженность, но и нуждались в новых кредитах.
Руководители МВФ уже в 1948 году были вынуждены признать, что фонд не может справиться с поставленными задачами, так как кризис валютно-финансовых отношений оказался значительно глубже, чем это ожидалось при создании фонда.
Управленческая структура МВФ – Совет управляющих, в котором каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем, назначаемыми на пять лет. Обычно это министры финансов или руководители центральных банков.
МВФ устроен по образцу акционерного предприятия. Поэтому возможность каждого участника оказывать воздействие на его деятельность с помощью голосования определяется долей в капитале. Наибольшим количеством голосов в МВФ обладают:
“США- 17,7%
Германия- 5,5%
Япония- 5,5%
Великобритания- 4,9%
Саудовская Аравия- 3,4%
Италия- 3,1%
Россия- 2,9%
Доля стран ЕС- 26,2%
24 промышленно развитых государств имеют 59,6% голосов в МВФ. На долю остальных стран, составляющих почти 86% количества членов Фонда, приходится лишь 40,4 голосов”.
Директор-распорядитель ( с 1987 г. )- Мишель Камдессю ( Франция ), его заместители ( с 1994 г. )- Стэнли Фишер и другие ( США ).
На первых порах МВФ как кредитор играл скромную роль. Однако в 70-х и особенно в 80-х годах произошло значительное расширение его кредитной деятельности.
Наименее развитым странам предоставлялись льготные кредиты за счет специальных фондов.
МВФ не только непосредственно кредитует страны-члены, но и помогает им получить кредиты у правительства промышленно развитых стран, центральных банков, группы МБРР, Банка Международных Расчетов, а также у частных коммерческих банков. Даже небольшой кредит МВФ облегчает доступ стране на частный мировой рынок ссудных капиталов. Предоставляя кредит, МВФ как бы удостоверяет платежеспособность данной страны, выступает в качестве ее гаранта.
Расширение в 70-80-е годы кредитования Фондом развивающихся стран было связано с существенным ухудшением их валютного положения в результате двух раундов повышения мировых цен на жидкое топливо. В 1977-1991 гг. развивающиеся страны-импортеры нефти получили 85,7% кредитов МВФ. Впервые посла 1985 года сумма кредитов превысила погашение задолженности.
Расширение кредитной деятельности Фонда обусловлено тремя основными факторами.
1. События на Ближнем Востоке, война в Персидском заливе привели к сокращению поставок нефти на мировой рынок и росту цен на нее, что ухудшило платежные балансы ряда стран.
2. МВФ активизировал финансовую поддержку развивающимся странам, приступившим к макроэкономическим и структурным реформам, а также включился в урегулирование внешнего долга этих стран.
3. С 90-х возросли кредиты МВФ странам Восточной Европы и бывшего СССР в связи с глубокими социально-экономическими преобразованиями и переходом к рыночной экономике.
Всем ясно, что стабильность национальной валюты обеспечивает и стабильность на мировом рынке. Доллар является такой валютой в течение многих лет.
Банк Международных Расчетов ( БМР ).
БМР является старейшим из существующих международных валютно-финансовых организаций капиталистического мира. Он был создан в 1930 году.
Идея о создании банка возникла в связи с решением, а точнее с проблемой решения вопроса о репарационных платежах Германии странам-победительницам в первой мировой войне и о расчетах по займам.
Иногда рекомендации, подготовленные БМР на базе консенсуса, имеют большее значение, чем межгосударственные решения.
БМР превратился в международную валютно-кредитную организацию по составу участников и характеру деятельности. Это обусловлено тем, что БМР является международным банком центральных банков, агентом и распорядителем в различных международных валютно-расчетных и финансовых операциях, центром экономических исследований и форумом международного валютно-кредитного сотрудничества.
Россия в международных валютных отношениях.
На рубеже 80-90-х годов Россия вступила на путь создания рыночной экономики. Важной сферой этих преобразований являются международные валютные отношения страны, поскольку взят курс на интеграцию в мировое хозяйство. Вступление России в МВФ, группу МБРР, ЕБРР способствует процессу формирования рыночной модели международных валютных отношений в соответствии с мировым стандартом, сложившимся в странах с эффективной системой рыночного хозяйства, и с учетом особенностей трудного переходного периода от плавной экономики, основанной на государственной собственности, к рыночной экономике, базирующейся на разных формах собственности.
При этом используется накопленный веками зарубежный и отечественный опыт.
Валютная система.
Национальная валютная система находится в процессе становления и окончательно еще не сформировалась. Однако ее контуры и основные тенденции выявились достаточно определенно. Национальная валютная система России формируется с учетом структурных принципов мировой валютной системы, поскольку страна взяла курс на интеграцию в мировое хозяйство и вступила в июне 1992 года в МВФ. Вот некоторые элементы современной валютной системы России: