Продолжение экономического спада в странах СНГ


  • О сотрудничестве в инвестиционной сфере и проведении антимонопольной политики;

  • Соглашение о создании единого научно-технического пространства от 02.1996;

  • О платежном союзе;

  • Создание ряда межгосударственных органов:

  • межгосударственный экономический комитет (постоянно действующий в Москве)

  • межгосударственный комитет по валютному сотрудничеству (не начал действовать)

  • межгосударственный комитет по научно-техническому сотрудничеству ( не сформирован).


  • Данные по объему торгового оборота:
    1992 г. - снижение на 2/3
    1993 г. - снижение на 28%
    1994 г. - снижение на 25%
    1995 г. - стоимостного снижения торгового оборота не произошло только за счет ценового фактора, физический же объем сократился
    Реально интеграционный процесс тормозится. В последнее время взаимоотношения между странами - членами СНГ - характеризуются рядом отрицательных тенденций. Примером этого могут служить взаимоотношения РФ с другими странами СНГ:
    1. резкое снижение объемов взаимной торговли со странами СНГ;

    1. в 1995 году резко сократился вывоз энергоносителей по сравнению с 1994 годом - нефти на 22%, газа на 6%, нефтепродуктов на 61%;

    2. резкое сокращение доли готовой продукции в обмене - в 1991 году продукция машиностроения в российском экспорте в СНГ составляла 31%,а в 1994 году менее 17%; в то же время доля продукции топливно-энергетического комплекса увеличилась с 17% в 1991 году до 52% в 1995 году. Это показывает, что РФ теряет рынки сбыта для своей готовой продукции. В импорте из стран СНГ сократилась доля продовольствия, легкой промышленности, химической промышленности. Эта продукция направляется на рынки западных стран;


    2. изменение ситуации с торговым балансом РФ - если раньше сальдо было активным, то в 1995 году оно стало пассивным - -358 млн. долларов;
    3. крупная задолженность СНГ по ранее предоставленным им кредитам на поддержание взаимного товарооборота - в 1995 году 15,4 млрд. $, а в 1994 году менее 12 млрд. $;
    3.1. проблема неплатежей за поставленную продукцию - на 1.06.1995 года задолженность составила 16 трлн. рублей; самые крупные должники - Украина, Беларусь, Казахстан, Молдова;
    4. отсутствует система государственной поддержки экспортно-импортных операций со странами СНГ; медленно идет процесс микроинтеграции, так как отсутствует механизм стимулирования хозяйственных связей между хозяйствующими субъектами.



    Причинами вышеперечисленных явлений являются:


    1. Продолжение экономического спада в странах СНГ;

    2. Резкое падение спроса на продукцию производственного и непроизводственного назначения;

    3. Расширяется возможность выбора торговых партнеров, и как следствие конкуренция со стороны третьих стран, которые вытесняют РФ с рынков стран - участниц СНГ.



    В сентябре 1995 года вышли программные документы, в которых говорится, что страны СНГ являются для РФ сферой жизненных интересов, поэтому необходимо создать единое интеграционное сообщество. Однако политика РФ в этой области противоречива.

    Концепции взаимодействия в СНГ.

    1. Евразийский союз (Назарбаев)


    1. общие органы с наднациональными полномочиями;

    2. Союз с единым гражданством;

    3. Союз с единым бюджетом и едиными финансовыми органами (ЦБ);

    4. единый государственный язык - русский и т.д.


    Концепция встретила скрытую оппозицию.
    2. Конфедерация стран бывшего союза - политическая конфедерация смыкается с единым экономическим пространством, с единым бюджетом и едиными наднациональными органами (ПРЕС - партия российского единства и согласия).
    3. Союз славянских государств - РФ, Украина, Беларусь - концепция была выдвинута в 1994 году украинской партией славянского единства.
    4. Денонсация Беловежских соглашений о создании СНГ и возвращение к СССР - в марте 1996 года принято Государственной Думой РФ.
    5. Формирование союзов РФ с отдельными государствами СНГ на двусторонней основе (например: с Беларусью, Казахстаном и др.).
    6. Содействие интеграционным процессам на основе последовательной реализации концепции поэтапного формирования экономического союза. Эта концепция имеет наибольшую поддержку. Исходит из необходимости отказа от форсирования объединения стран СНГ, т.е. постепенное объединение на основе идеи разноскоростной интеграции (по примеру ЕС - вначале формируется твердое ядро).




    Еще Беловежские соглашения предусматривали создание таможенного союза, и в апреле 1992 года такое соглашение было подписано, но оно осталось только на бумаге.
    По существу очаги, претендующие на более глубокую форму интеграции это: Азиатский союз и группировка в составе РФ, Беларуси, Казахстана, Таджикистана и Кыргызстана. На практике страны предпочитают развивать отношения путем подписания двусторонних межправительственных соглашений. Существует 3 категории экспортно-импортных товаропотоков, определяемых 3-мя типами взаимодействия с таможенными режимами:


    1. обязательные поставки (100 видов важных товаров: энергоносители и сырье по договорным ценам, при этом внутренние цены не соответствуют мировым; пример - цена на нефть - 30% от мировой);

    2. индикатиJные поставки (1000-1500 наименований товаров: машины, оборудование, продовольствие; согласовывается объем поставок на государственном уровне, но реальный обмен происходит на базе контрактов);

    3. свободная торговля (все остальные виды товаров; отражает реальные запросы перехода к рыночной модели).


    На 1995 год 70% торговли в СНГ приходилось на бартер. Фактически многосторонние соглашения только декларируются.


    II. ДОГОВОР ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ (14.05.1993)

    В соответствии со статьей 3 этого договора экономический союз предполагает:


    1. свободное перемещение факторов производства, товаров и услуг;

    2. проведение согласованной кредитно-денежной, бюджетной, налоговой, ценовой, внешнеэкономической, таможенной и валютной политики;

    3. гармонизация хозяйственных законодательств договаривающихся сторон.


    В соответствии с Договором было намечено создать ЗСТ (15.04.1994). Цель - переход от двусторонних к многосторонним механизмам торговли. Сложился механизм регулирования на основе применения преимущественно экономических методов. Грузия, Молдова, Киргизия - квотирование и лицензирование.

    В РФ либерализация торговли, однако по основным стратегическим сырьевым товарам идет их регистрация и учет. Более дифференцированным стал импортный тариф в СНГ. Возросла его роль во взаимном регулировании товарооборота. Снижение и отказ от экспортных тарифов.

    Грузия, Молдова, Киргизия, Узбекистан применяют экспортный тариф на ряд стратегических товаров.
    С 1993 года существуют послабления в области стимулирования производственной кооперации. В октябре 1993 года в Ашхабаде подписано соглашение о кооперации, которое предусматривает неприменение экспортно-импортных пошлин, тарифов, налогов, акцизов, количественных ограничений на кооперативную продукцию. Только в отношении кооперации в СНГ существует ЗСТ.

    Происходит унификация внешнеторговых законодательств, полностью завершена она в отношении РФ, Беларуси и Казахстана - они перешли на российское ВТ законодательство. Эти страны считали, что создание таможенного союза выгоднее ЗСТ по следующим причинам:
    единый таможенный барьер против третьих стран - лучшая защита совместного рыночного производства от конкурентов;
    таможенный союз - это мощный блок, который может выступать как единый субъект на переговорах с другими партнерами;
    таможенный союз предполагает определенную унификацию хозяйственных законодательств, формирование институциональных органов;
    совместный бюджет - источник финансирования расходов стран участниц зH счет поступления импортных сборов;
    акцент на производственно-инвестиционное и научно-техническое сотрудничество, а не на торговлю.

    III. ОСТРАЯ ПРОБЛЕМА ИНТЕГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА

    Соглашение подписанное в 1994 году предусматривало трансформацию расчетов в единый валютный союз. Признание двухвалютных систем:


    1. многовалютные системы;

    2. рублевые зоны нового типа.


    1-я стадия:


    1. взаимное признание и официальные котировки всех республиканских валют;

    2. многосторонний клиринг через межгосударственный банк или другие банки с использованием национальных валют;

    3. конвертируемость национальных валют по текущим расчетам.


    Межгосударственный банк создан в декабре 1993 года. Доля РФ - 50% в оплаченном капитале. Предполагалось, что его основными функциями будут:
    обеспечение основной части межгосударственных расчетов;
    перевод средств в расчетные рубли из национальных денежных единиц за поставленную продукцию;
    взаиморасчет платежей в расчетных рублях;
    выведение чистого сальдо каждой страны;
    предоставлением странам с пассивным общим сальдо определенного лимита кредитования;
    установление курсов пересчета национальных денежных единиц в расчетные рубли банка;
    обеспечение _____________.
    2-я стадия: трансформация платежного союза в валютный союз на базе плавающих обменных курсов национальных валют и полной их конвертируемости.
    Межгосбанк не стал главным инструментом организации расчетов между государствами. Новые валюты быстро достигли ограниченной конвертируемости по текущим операциям. В основном же расчеты идут через коммерческие банки (Российский кредит, Приватбанк - Украина и др.), именно они решают проблему обменных курсов.

    55% всех расчетов осуществляется в национальных валютах через корреспондентские счета в коммерческих банках. 15% - двусторонний межгосударственный бартерный клиринг. 5% - осуществляется через хоз.счета в национальных ЦБ. 10% - негосударственный бартер, клиринг, другие виды безвалютных расчетов.

    15% - расчеты в твердых валютах, либо в национальных валютах с валютной оговоркой.
    В отличие от ЕС - система многосторонних валютных курсов сформировалась без контроля сверху, т.е. без конкретных обязательств ЦБ-ов по отношению к определенному диапазону курсовых колебаний. Платежный механизм формируется в обход национальных норм валютного законодательства (черный валютный рынок - утечка капитала, сокрытие прибыли, счета подставных офшорных компаний). Неплатежи остаются.

    Проблема - создание действенных механизмов, а не декларирование идей.




    * а) превалирование с/х над промышленностью в некоторых государствах
    б) показатели структурной безработицы



    Содержание раздела