Торговые пути между Россией и Китаем и потоки древесины
Спрос на российскую древесину в северо-восточной Азии будет увеличиваться на протяжении следующих десяти лет. Это объясняется тем, что, например, к 2025 г. Китай может столкнуться с дефицитом древесины равным 200 000 000 м3 в год. Следовательно, чтобы удовлетворить эти потребности, Китай обратил свое внимание на богатый лесом север России, который в настоящее время является единственным и самым крупным поставщиком круглого леса в Китай. Защитники окружающей среды опасаются, что в планы Китая входит не только импорт больших объемов бревен из России для удовлетворения своих собственных нужд, но и модернизация своей огромной лесоперерабатывающей промышленности на северо-востоке Китая и дальнейший экспорт пиломатериалов, изготовленных из российских бревен в Японию, Тайвань и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Эти опасения могут оправдаться, судя по числу новых деревоперерабатывающих предприятий в китайской провинции Хейлунцзян, среди которых Наха Вуд, Ланчиан Вуд, Муданцзян Форест Вуд, Сан Ган Линг и Цин Йан Вуд - все вместе они способны перерабатывать 600 000 м3 древесины ежегодно. За последние 5-6 лет появилось более 2 000 000 новых рабочих мест в перерабатывающей промышленности благодаря поставкам круглого леса из приграничных лесов Сибири и Дальнего Востока.
Таблица 1. Процентное соотношение импорта круглого леса из России к общему импорту бревен в Китай
Наименование | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 |
Импорт бревен из России (м3) | 357,788 | 529,374 | 949,324 | 1,591,272 | 4,304,946 | 5,930,938 |
Общий объем импорта бревен (м3) | 2,582,601 | 3,185,483 | 4,470,669 | 4,823,042 | 10,135,683 | 13,611,746 |
Российские бревна (%) | 13.85 | 16.62 | 21.23 | 32.99 | 42.47 | 43.57 |
Граница между Китаем и Россией составляет примерно 1 000 километров - с юго-востока Приморского края на Дальнем Востоке до Читинской области и Алтайского края в Восточной Сибири. На всей ее протяженности существуют десятки путей для осуществления экспорта бревен в Китай железнодорожным транспортом и лесовозами. Местные жители отмечают почти полное отсутствие должного мониторинга или официального контроля над этой торговлей. Некоторые китайские компании пошли дальше простой торговли и теперь напрямую осуществляют инвестиции в лесозаготовительные операции в регионе Дальнего Востока и Сибири. Такого рода деятельность не ограничивается только областями, напрямую граничащими с Китаем, но также распространяется на запад вдоль монгольской границы через юг Сибири и даже захватывает Казахстан.
За последние годы путь из России в Монголию через Наушки - Сухе - Баатар в Республике Бурятия стал одним из трех главных пунктов для осуществления поставок древесины из Сибири и Дальнего Востока в Китай. Этот путь пересекает Монголию и вступает в Китай в Эрлианхоте, расположенном во провинции Внутренняя Монголия. Чиновники из Алтайского края недавно заключили договор с Китаем на бартер российской древесины за китайский хлопок, и они помышляют сдавать в аренду дополнительные леса для заготовки леса Китаем. Было предложено строительство дороги, чтобы содействовать этому обмену, что сделает доступными для рубки и других форм заготовки ресурсов огромные области девственных лесов.
Учитывая большое стремление Китая получать древесину из России и недостаток эффективного контроля со стороны России за заготовкой леса, такого рода инвестирование может привести к крупномасштабной деградации лесов.
Судя по правительственным документам, свидетельствам чиновников и представителей промышленности, китайские предприниматели настроены решительно, и они продвигаются все дальше вглубь России, при этом многие из них работают нелегально. В письме к Наздратенко, губернатору Приморского края, Российская федеральная иммиграционная служба сообщала: "После проведения проверки мы обнаружили, что в Лесозаводском и Дальнереченском районах края оптовой закупкой древесины и экспортом в Китай занимается 71 гражданин Китая. Они приезжают в Россию, имея бизнес-паспорт серии S, сами организуют экспертную оценку качества и ценности древесины и сопровождают ее обратно в Китай. Все это продолжается, несмотря на то, что права работать в России у них нет." (21 апреля 1999)
По словам Александра Фоменко, чиновника высокого уровня Дальневосточного регионального управления по борьбе с организованной преступностью (РУБОП), у них уже имеется большое количество данных и документов, подтверждающих контроль над лесозаготовительными операциями со стороны китайских мафиозных групп называемых триады; с другой стороны цепь поставок связана с японской мафией, называемой якудза.
Согласно еще одной модели нелегального экспорта высококачественная древесина маркируется как "бревна для производства целлюлозы" с целью снижения официальной контрактной стоимости. Целью этой стратегии является сокрытие доходов компании с русской стороны, тем самым они получают снижение налога на доходы, которые компания обязана платить России. С китайской стороны импортер или оптовик может отказаться от древесины из-за "плохого качества", вынуждая российского поставщика продавать ее как бревна на целлюлозу, добиваясь снижения ее стоимости.
При дальнейшей же сортировке в Китае бревна маркируются как высококачественные. Такого рода практика приносит еще больший доход при экспорте бревен твердолиственных пород - ясеня и дуба как более ценных.
Путь экспортной древесины в Китай лежит, главным образом, по Китайской восточной дороге, которая напрямую проходит через Манчжурию от пункта на границе с Восточной Сибирью - Забайкальска до Манжоули в Китае. Второй маршрут пролегает от пункта Наушки в республике Бурятия через Монголию до Эрлианхота. Третий маршрут проходит лишь в 100 км от Уссурийска, ставшего центром российско-китайской торговли, от Гродеково (город Пограничное) в Приморском крае до Китайского города Суйфенхе.
Официальная статистика говорит, что по этому третьему маршруту проходит 55% всей международной торговли между провинцией Хейлонгйанг и Россией. Вместе эти маршруты обеспечивают доставку 95% всей официально экспортируемой из Китая в Россию древесины. Объемы, перевозимые по этим маршрутам, значительно увеличились в последние годы под влиянием китайской программы охраны своих лесов.
Таблица 2. Динамика доставки древесины из Сибири и Дальнего Востока в Китай по основным маршрутам
1996 | 1999 | 2000 | % увеличение | |
Забайкальск-Манжоули | 146,838 м3 | 1,783,570 м3 | 2,070,000 м3 | 1417% |
Наушки- Эрлианхот | 11,778 м3 | 933,569 м3 | 1,511,000 м3 | 12805% |
Пограничное- Суйфенхе | 272,324 м3 | 1,341,380 м3 | 2,037,000 м3 | 749% |
За последние несколько лет еще на трех маршрутах, проходящих через реку Амур, обозначилось значительное увеличение экспорта древесины. Первый маршрут - из Благовещенска (Амурская область) до Хейхе. Объем перевозок возрос с нулевого в 1997 г. до почти 100 000 м3 в 2000 г. Хотя в этом месте нет ни моста, ни даже железнодорожного парома через Амур, торговля на границе идет очень бойко, так как есть ж/д дорога между Хейхе и городом Квикихар, в котором местная таможня зарегистрировала значительную часть этого потока древесины (37 446 м3)в 2000 г. В 1999 г. в Хейхе был создан рынок по торговле древесиной Сино-Россия для содействия все возрастающему импорту бревен.
Его площадь составляет 17 га - самую большую для рынка по торговле древесиной вдоль 4 000 км границы между двумя странами.
Еще один развивающийся пограничный пункт по торговле круглым лесом расположен в городе Ленинское (Еврейская автономная область (ЕАО) с Российской стороны, а с Китайской имеются две отдельные таможни. Через одну из них - в Тонгйанге - в 2000 г. прошло 41 955 м3 древесины, через другую - в Фуйине - 3 267м3. Как и в Хейхе, в этих двух городах имеется железная дорога, связывающая их с другими центрами провинции Хейлонгйянг, что, очевидно, и определяет их быстрый рост за счет древесины из богатых лесом нетронутых территорий Амурской области. Таким образом, эта провинция ближе всех раположена к зарубежному рынку круглого леса, включая твердолиственные породы (2 731 м3 в 1999 г. и около 500 м3 в 2000 г.) Последний сравнительно большой поток российского круглого леса проходит по торговому пути между Хабаровском в России и Фуйаном в Китае. Хабаровск является вторым самым большим городом на Дальнем Востоке с населением около 700 000 человек и административным центром главной деревозаготовительной территории (более 5 000 000 м3 в 1999 г.).
На расстоянии 150 км от пограничной реки начинается китайская железная дорога, которая содействовала развитию этой территории и увеличению импорта древесины с 6 568 м3 в 1999 г. до 42 000 м3 в 2000 г. Остальные торговые пути подвергаются серьезному изучению в реальных условиях, поскольку над ними почти нет никакого государственного контроля и, как сообщается, через них осуществляются всякого рода незаконные операции.