Транспортный фактор имеет существенное влияние при установлении цены на товар. Прежде всего, это учет транспортной составляющей в цене товара, исходя из географического расположения партнеров по отношению друг к другу и центрам международной, торговли товаром, а также установление экономически обоснованных тарифов на перевозку грузов, отражающих представительный уровень мировых цен в транспортной сфере.
При этом могут действовать два принципа учета в ценах взаимного расположения производителей и потребителей: принцип взаимной выгоды, когда выгоды или невыгоды расположения относительно центров мировой торговли могут делиться между партнерами поровну, и конкурентный принцип, когда производят деление выгод и невыгод местоположения на мировом рынке в зависимости от конкуренции или соотношения между спросом и предложением на обмениваемый товар. При превышении спроса основная нагрузка транспортных расходов ложится на покупателя.
Следует учитывать и еще один принцип, действующий на мировом рынке для определения транспортной составляющей в экспортных или импортных ценах, согласно которому транспортные расходы на территории поставщика или покупателя не оказывают влияния на соответствующие экспортные и импортные цены. Мировые цены в международной практике определяются на условиях франко-граница страны продавца или покупателя.
Заметим, что конкурентный принцип для мировой торговли является наиболее распространенным и характерным.
Расходы по транспортировке могут быть довольно значительны. Потому-то и необходимо еще до подписания контракта рассчитать возможные затраты по всем звеньям транспортных операций по перемещению товара.
Перечислим основные операции, которые предусматривают оплату за:
- подготовку товара к отгрузке (проверку качества, количества, упаковку, маркировку);
- погрузку-выгрузку внутри страны;
- хранение в пунктах перевалки грузов, в портах;
- перевозку товара до погранпунктов, портов или до транспортных средств, следующих за границу;
- погрузку на судно, в вагон, автомашину, в том числе и в пункте перехода границы;
- перевозку международным транспортом;
- оплату за страхование, таможенное декларирование;
- выгрузку груза в пункте назначения;
- оплату таможенных пошлин, налогов и сборов;
- оплату по доставке груза на склад покупателя.
Конечно, не все эти операции, а значит и оплаты, будут производиться при конкретном базисе поставки, установленном в контракте купли-продажи.
В этом разделе "транспортные условия" контракта купли-продажи обычно предусматриваются при транспортировке морским путем: номинирование порта погрузки (выгрузки) товара, пункта перевалки, передачи груза; выбор проформ чартера или коносамента для оформления договора перевозки; порядок информации о приходе судна в порт погрузки (выгрузки) и определение готовности судна к выполнению грузовых операций.
Здесь также могут быть определены нормы погрузки (выгрузки) и порядок исчисления сталийного времени, условия назначения стивидоров и агентов, ставки, условия и порядок оплаты перевозчику демерреджа и диспача.
Для включения в контракт могут быть рекомендованы следующие формулировки в зависимости от базовых условий поставки проданного или закупленного товара.
При поставке на условиях "ФОБ", например:
"Покупатель или его агент не позднее чем за 15 дней до начала каждого месяца должен по телеграфу сообщать Продавцу предполагаемый график поставки в следующем месяце, который Продавец по получению в течение 72 часов должен подтвердить телеграфом или по телексу. Покупатель даст Продавцу или его агенту, или Судовому агенту в порту погрузки 12 дневный предварительный и 7-дневный окончательный нотис с указанием наименования судна, его флаг, необходимое к погрузке количество, дату прибытия судна в порт погрузки.
Покупатель обязывает судно давать нотис пароходному (судовому) агенту или агенту Продавца в порту погрузки по телеграфу или радио не позднее 72, 48, 24 часов до прибытия судна в порт погрузки. Сталийное время в порту погрузки исчисляется после истечения 6 часов от дачи капитаном нотиса о готовности к погрузке, который может даваться в любое время дня и ночи независимо от того, находится ли судно у причала или нет, т. к. этому могут препятствовать неблагоприятные погодные условия.
Любой вид транспорта, включая комбинированный | EXW | С завода (... с указанием пункта) |
FCA | Франко перевозчик (с указанием пункта) | |
CPT | Перевозка оплачена до (с указанием пункта назначения) | |
CIP | Перевозка и страхование оплачены до (с указанием пункта назначения) | |
DAF | Поставка на границе (с указанием пункта) | |
DDU | Поставка без оплаты пошлины (с указанием пункта назначения) | |
DDP | Поставка с оплатой пошлины (с указанием пункта назначения) | |
Морской и внутренний водный транспорт, а так же воздушный транспорт | FAS | Свободно вдоль борта судна (наименование порта отгрузки) |
FOB | Свободно на борту (наименование порта отгрузки) | |
CFR | Стоимость и фрахт (наименование порта назначения) | |
CIF | Стоимость, страхование и фрахт (наименование порта назначения) | |
DES | Поставка с судна (наименование порта назначения) | |
DEQ | Поставка с причала (наименование порта назначения) |
Все термины разделены на четыре категории, начиная со случая, когда продавец предоставляет товары покупателю непосредственно в своих помещениях (термины группы "Е" - Е term - EX works), согласно терминам второй группы продавец обязуется предоставить товар в распоряжение перевозчика, который обеспечивается покупателем (термины группы F - FCA, FAS and FOB), согласно терминам третьей группы "С" продавец обязуется заключить договор перевозки, однако без принятия на себя риска случайной гибели или повреждения или каких-либо дополнительных расходов после погрузки товара (термины группы С - СFR, CIF CIP) и, наконец термины группы D, согласно которым продавец несет все расходы и принимает на себя все риски до момента доставки товара в страну назначения (DAF, DES, DEQ, DDU DDP). Далее приводится краткая классификация этих правил.