высокая степень физического и морального износа основных фондов всех видов транспорта плохое техническое состояние транспортных средств, оборудования, сооружений, коммуникаций;
низкое качество транспортной техники, транспортного строительства, изготовления и ремонта подвижного состава, оборудования, технических средств;
несоответствие применяемых на транспорте стандартов, нормативных актов, критериев эффективности, комфорта, безопасности, принципов страхования от использования в других странах;
отставание существующего уровня транспортной техники, сервиса, организации интермодальных перевозок от мирового уровня, что затрудняет вхождение транспортного комплекса Северо-Запада в Европейскую транспортную структуру;
несовершенство правовой и нормативной базы транспорта, отсутствие специального транспортного законодательства (Единого Транспортного Кодекса).
2.3. Железнодорожный транспорт.
Общая протяженность железных дорог Северо-Западного региона составляет 14200км. На территории региона расположены и действуют три железные дороги Министерства путей сообщения с разной степенью влияния на функционирование 9-го транспортного коридора: Октябрьская (Санкт-Петербург, Ленинградская, Псковская, Новгородская, Мурманская области и Республика Карелия), Северная (Архангельская, Вологодская области, Республика Коми и Ненецкий автономный округ), Горьковская (Кировская область). Октябрьская железная дорога непосредственно вписывается в структуру 9-го транспортного коридора.
Уровень услуг, оказываемых железными дорогами в зоне 9-го транспортного коридора, отстает от предъявляемых к ним требованиям как по качеству перевозок и срокам поставки грузов, так и по сохранности и безопасности.
Это является результатом действия целого ряда факторов, которые, оказывают отрицательное воздействие на ход перевозочного процесса. Так, несмотря на общее сокращение объемов перевозок пропускная способность на отдельных участках и линиях недостаточна. Недостаточна также перерабатывающая способность некоторых сортировочных станций.
Недостаточна пропускная способность станций на границах с Прибалтийскими странами. Медленными темпами обновляется парк электровозов. Требуют замены электровозы устаревших типов. Значительная часть вагонов электропоездов отработали установленный срок службы и предельно изношены.
На железных дорогах эксплуатируются тысячи грузовых вагонов, подлежащих списанию. Около 40% вагонного парка - это вагоны старого типа. Особенно неблагоприятная ситуация сложилась с цистернами.
Из-за недопоставок материалов и конструкций верхнего строения пути уровень его технического состояния за последнее время значительно ухудшился. Вследствие этого на грузонапряженных линиях доля рельсов, выработавших свой ресурс, достигла 18%, негодных деревянных шпал 14%, переводных брусьев - 26%.
В летнее время не хватает вагонов для пассажирских перевозок. Поэтому в эксплуатации вынужденно сохраняются вагоны с истекшими сроками службы (более 28 лет).
Около 2/3 предприятий по ремонту подвижного состава и производству запасных частей имеет возраст более 75 лет, из них около половины никогда не реконструировались. Имеющиеся мощности позволяют лишь частично удовлетворять потребности железных дорог, а по таким позициям, как ремонт электровозов переменного тока, рефрижераторных секций, стрелочных переводов и крестовин потребности удовлетворяются не более, чем на 50%.
Пока недостаточны мощности по производству электроподвижного состава, дизель поездов, цистерн, тепловозов, электровозов постоянного тока, преобразователей для тяговых подстанций, медных проводов, изоляторов.
Состояние непроизводственной инфраструктуры железнодорожного транспорта приводит к социальной напряженности. Промышленный железнодорожный транспорт испытывает большие сложности в своей работе в связи с тем, что нормативные документы взаимодействия его с клиентурой не отвечают рыночным отношениям. Сохраняется приоритет Министерства в принятии окончательных решений.
Отсутствует финансирование разработок новых технических средств и технологий. В результате почти прекратился процесс обновления основных фондов промышленного железнодорожного транспорта , значительная часть технических средств морально и физически изношена, подъездные железнодорожные пути находятся в неудовлетворительном состоянии, их конструкция не соответствует нагрузкам на ось по 32 -34 т. Недостаточно путевых машин для ремонта и содержания путей [31].
Наименование пограничных переходов | Экспорт | Импорт | ||||||||
1993 | 1994 | 1995 | 1993 | 1994 | 1995 | |||||
Лужайка | 7,9 | 8,1 | 7,2 | 0,6 | 0,6 | 0,7 | ||||
Светогорск | 1,3 | 1,1 | 2,8 | - | - | 0,7 | ||||
Вяртсиля | 2,1 | 2,8 | 2,7 | 0,4 | 0,4 | 0,3 | ||||
Ивангород | 7,1 | 6,9 | 8,5 | 2,0 | 2,2 | 1,3 | ||||
Пыталово (Скангали) | 7,3 | 8,3 | 9,2 | 0,9 | 0,4 | 0,5 | ||||
Себеж (Посинь) | 2,5 | 5,7 | 8,4 | 0,3 | 0,5 | 0,7 | ||||
Печоры-Псковские | 1,8 | 1,7 | 3,3 | 4,1 | 2,0 | 0,7 | ||||
Кивиярви | 1,1 | 1.3 | 1,8 | - | - | - | ||||
ИТОГО | 31,1 | 35,9 | 43,9 | 8,3 | 6,1 | 4,2 |
Табл. 4
Грузооборот Санкт-Петербургского железнодорожного узла. [30,31]
Показатели | Единицы измерения | 1985 год | 1989 год | 1994 год | 1995 год |
Общий грузооборот узла, | млн.т | 115,5 | 114,3 | 62,2 | 65,2 |
в том числе: | |||||
Вывоз | млн.т | 20,8 | 17,8 | 4,3 | 4,3 |
Ввоз | млн.т | 34,9 | 38,0 | 19,5 | 18,6 |
Внутриузловые перевозки | млн.т | 3,2 | 1,5 | 0,9 | 1,1 |
Транзит | млн.т | 56,6 | 57,0 | 36,5 | 41,2 |
Доля транзитных | % | 49,0 | 49,9 | 59,6 | 63,2 |
Табл. 5
Показатели перевозок на ж\д линиях 9-го транспортного коридора [30,31].
Направление | Грузовое движение | Дальнее пассажирское движение | Пригородное движение | |||||||
Объем млн. тн | Грузооборот млрд.т-км | Объем млн. пас. | Пас.-оборот млрд.пас.-км | Объем млн.пас. | Пас.-оборот млрд.пас.-км | |||||
Выборг - Санкт -Петербург | 10,5 | 1,4 | 0,7 | 0,1 | 16,4 | 0,5 | ||||
Санкт-Петербург- Москва | 26,8 | 17,4 | 14,6 | 10,0 | 39,7 | 1,3 | ||||
Санкт-Петербург- Невель | 11,8 ' | 5,5 | 3,5 | 1,7 | 23,8 | 0,7 |
Транспортный железнодорожный узел Санкт-Петербурга осуществляет значительные транзитные перевозки, в составе которых преобладают перевозки экспортно-импортных грузов, которые осуществляются как через сухопутные пограничные переходы Октябрьской железной дороги с Финляндией, государствами Балтии, Украиной, Белоруссией и дальним зарубежьем, так и через Выборгский и Высоцкий морские порты.
Через город проходят важные магистральные направления путей сообщения, обслуживающие связи практически всех регионов России с государствами Балтии, Скандинавскими странами и Ленинградской областью. В составе транзитных перевозок преобладают минерально-строительные материалы с Карельского перешейка, нефтяные грузы АО “Киришинефтеоргсинтез” и других нефтеперерабатывающих заводов, лесные грузы из Западной Сибири и Республики Коми, химические и минеральные удобрения с заводов Урала (в основном калийные соли), черные металлы и прочие грузы ( в составе которых значительная доля падает на перевозки химических грузов, грузов народного потребления, машины и оборудование, металлолома).