Принцип равенства по признаку пола, закрепленный в Римском Договоре. Развитие его во вторичных нормах права ЕС. В чем состоит равенство в оплате труда мужчины и женщины. Роль ЕСП в недопущении дискриминации по признаку пола, сложность увязки положений норм союзного и национального законодательств. Непоследовательная позиция ЕСП по конкретным делам.
Директивы, относящиеся к равенству прав мужчины и женщины в сфере трудовых отношений и социального обеспечения. О разнице в оплате труда постоянных и временных рабочих. Неравенство по признаку пола в "особых обстоятельствах".
Решение ECU о придании ст. 119 Римского Договора "прямого действия". Что из этого получилось.
Действия правительств государств-участников в этой связи. Дело ЕСП о мадам Дефренн, его значение для развития права ЕС. Пенсионные дела.
Возможно ли абсолютное равенство мужчины и женщины?
Что касается права ЕС, то данная лекция излагает его последнюю составляющую, которую нельзя рассматривать в отрыве от изложенного в последующей лекции, где речь пойдет о правовой структуре, созданной еще до создания ЕЭС в рамках Совета Европы и Европейской конвенции по правам человека.
Поскольку эти структуры уже существовали, создатели ЕЭС ограничились лишь фиксацией правовых актов, относящихся к недопущению дискриминации в сфере трудовых отношений, остальное уже было принято раньше и дало возможность в гл. II Римского Договора ограничиться общим принципом охраны основных прав человека, а недискриминацию сузить до нормы о недопущении дискриминации по признаку пола, а если точнее, в соответствии со ст. 119 Договора о равенстве мужчин и женщин в оплате труда.
Понятно, в силу чего это случилось: в национальном законодательстве ряда стран Западной Европы допускается подобного рода неравенство мужчин и женщин. На союзном уровне такое положение было признано нетерпимым.
Если мы сказали, что в тексте Договора равенство мужчин и женщин присутствует как принцип, то во вторичных нормах права ЕС этот принцип получает достаточное развитие, в основном в виде директив главных союзных органов и в решениях ЕСП, своего рода прецедентном праве.
Статья 119 Римского Договора требует, чтобы государства-участники обеспечили положение, при котором мужчины и женщины могли бы получать равную заработную плату за равный труд, беря при этом в расчет не номинальную заработную плату, а все виды трудового и социального вознаграждения. Говоря "в расчет берется", мы не толкуем саму ст. 119, а имеем в виду заключение ЕСП, которое он высказал при рассмотрении нашумевшего в 1976 г. дела мадам Дефренн1.
Согласно этому заключению, ст. 119 покрывает как финансовую, так и социальную стороны заработка. Дело Дефренн рассматривалось и пересматривалось в течение двух лет, причем ЕСП давал свои заключения трижды.
Каждый раз он расширял рамки недискриминации в заработной плате, и, в конце концов, высказался в том плане, что не должно быть никаких различий по признакам пола.
В дальнейшем ЕСП неуклонно расширял правовую базу недопущения дискриминации между мужчиной и женщиной на работе и по уходе на пенсию.
В 1982 г., слушая дело Garland v BREL, ЕСП выдал заключение, что не только равенство в оплате труда должно иметь место, но и равенство в социальных благах (транспортные льготы, медицинская страховка и пр.).
В 1985 г. в деле фрау Вебер ЕСП вынужден был уравнивать права постоянных и временных рабочих относительно пенсионных взносов. В других случаях ему приходилось вникать в вопросы оплаты больничных листов.
В этих и других случаях основная проблема и трудность состояла в том, что ЕСП приходилось лавировать между общими положениями Римского Договора (иначе говоря - между желаемым) и национальным законом, лежащим в основе конкретного трудового соглашения (т.е. действительным). И дело заключается не только в факте конфликта, но и во множественности таковых.
Ведь если ЕСП разбирает какой-то случай дискриминации в трудовых отношениях по признаку пола, то он знает, что в жизни происходят тысячи подобных случаев. Да, тысячи людей в разных государствах ЕС ежедневно заключают трудовые контракты, основанные на национальном законе, действуют при этом вполне добровольно, не замечают или в самом деле не видят, что в контракте заложена какая-то дискриминация, а потом, вдруг, могут "прозреть" и, ссылаясь на союзное законодательство, оспорить контракт.
Но в последующих делах он отошел от этой позиции.
И действительно, в области трудового права, которое даже в рамках национального правопорядка весьма конфликтно, положение ЕСП представляется довольно сложным. ЕСП опасался заложить в своем решении мину, способную взорвать всю систему трудовых отношений в Западной Европе.
Получалось так, что, с одной стороны, ЕСП имел признанную на Западе систему прав человека, а с другой - реальную дискриминацию по признакам пола в тысячах трудовых контрактов в странах ЕЭС. Но он не мог признать их неправомерными потому что не хотел допускать развала в сфере производственных отношений. Необходима была эволюция, а не взрыв.
Соответственно ЕСП стремился избегать вовлеченности в личные трудовые конфликты, ссылаясь на то, что он все-таки регулятор государственных (правительственных, официальных) отношений.
С другой стороны, ЕСП побуждал СМ ЕЭС и ЕК к принятию вторичного законодательства, которое бы расширило ст. 119 Договора и обеспечило механизм ее реализации.