Договоры в ЕС заключают государства-члены, это - международное право, а их истолкование и применение относится к компетенции институтов ЕС, а это уже внутреннее право Союза.
Основным договором, своего рода Конституцией ЕС, остается Римский Договор 1957 г. о создании ЕЭС. В нем изложены основные принципы и механизм функционирования ЕЭС, обозначены цели созданного Общего рынка.
В Договоре не только отменялись таможенные пошлины на провозимые товары и квоты на них, но и признавалось сторонами, что население шести стран Западной Европы получает определенные преимущества.
Рабочие могли свободно передвигаться в пределах ЕЭС в поисках места наилучшей продажи своего производственного потенциала. Промышленники могли как производить и провозить беспрепятственно свою продукцию через границы, так и свободно учреждать свой бизнес на территории любого государства в рамках ЕЭС. При этом им гарантировались условия честной конкуренции.
Финансисты имели такое право с момента, когда деньги перестали возить через границы в кошельках, чемоданах и сумках.
Статья 119 Договора предусматривала, что в странах ЕЭС мужчины и женщины должны за равную работу получать равную зарплату.
В 1965 г. был заключен Договор об объединении. Как помним, в 1951 г. было образовано Европейское Объединение угля и стали, а в 1957 г. вместе с Римским Договором стороны достигли соглашения о создании Европейского объединения по атомной энергетике. Упомянутым Договором 1965 г. эти объединения были присоединены к ЕЭС.
В 1973 г. был заключен договор о вступлении в ЕЭС Великобритании, Ирландии и Дании; в 1981 г.- о присоединении Греции; а в 1986 - Испании и Португалии.
В 1986 г., как бы подводя итог деятельности ЕЭС и в связи с увеличением числа членов до двенадцати, стороны заключили Единый Европейский Акт, которым все они обязались завершить создание единого Общего рынка до 31 декабря 1992 г.
Имелось в виду то, что будут устранены все оставшиеся препятствия на пути взаимной торговли, существовавшие не на границах, а внутри отдельных стран (разные стандарты, разные меры государственной поддержки и участия в бизнесе и пр.) Договор определил правовой процесс, необходимый для достижения поставленной цели, изменил порядок принятия решений в СМ: от единогласия к квалифицированному большинству, о чем речь шла выше. Была также значительно расширена договорная компетенция институтов ЕЭС.
В 1992 г. был заключен Договор о Европейском экономическом пространстве, в соответствии с которым экономический режим ЕЭС распространялся на территорию стран "зоны свободной торговли" - Австрия, Исландия, Лихтенштейн, Норвегия, Швейцария, Швеция, Финляндия.
В том же 1992 г., когда уже должен был состояться единый Общий рынок, были подписаны известные Маастрихтские соглашения. К настоящему времени (1995 г.), хотя и с большим трудом, они прошли ратификацию в национальных парламентах (либо на референдумах). В совокупности соглашения названы: Договор о Европейском Союзе (ЕС).
Договор существенно расширяет и дополняет положения Римского Договора. Основные добавления:
1. Поставлена задача достичь экономического и социального прогресса путем экономического и финансового союза;
2. СМ ЕС будет предпринимать действия только там, где поставленные цели могут быть достигнуты успешнее коллективными, а не индивидуальными усилиями государств-членов.
3. Все граждане государств-членов приобретают гражданство ЕС.
4. ЕЭС принимает ответственность за разработку единой политики в ряде новых областей, таких как здравоохранение, образование, защита потребителя и пр.
5. Расширяются полномочия ЕП.
6. Договорные полномочия СМ по вопросам, входящим в его компетенцию, становятся шире: расширена его компетенция в социальной сфере путем предоставления ему законодательной инициативы.
Упомянутые выше договоры составляют правовую базу и являются основным источником права. Будучи изначально международными договорами, они приобрели характеристики государственного (конституционного) права того государственного образования, каковым является ЕС.
Практически любой законопроект в национальном парламенте проходит своего рода проверку на соответствие международному стандарту. В особенности это относится к сфере прав человека и его основных свобод.
Иными словами нет необходимости принимать дополнительно какие-либо внутренние акты в государствах - членах ЕС, если само постановление не предписывает этого. Постановления с момента их издания уже являются частью внутреннего права членов ЕС.
С другой стороны, отмеченное совсем не означает, что постановление должно обязательно применяться во всех государствах ЕС. Оно применяется по мере необходимости. Если таковой не наблюдается, то юридическая сила постановления отлагательная.
Договор 1957 г. ст.ст. 190 и 191 предусматривает соблюдение ряда формальностей, необходимых для вступления постановления в силу. А именно: постановление должно быть опубликовано в Официальном журнале ЕЭС; должны быть приведены соображения, обусловившие издание такового; ему должна быть предпослана фраза: "Настоящее Постановление является полностью обязательным и имеет прямое применение во всех государствах-членах".
Казалось бы, все ясно. Но бывали случаи, когда государства шли на издание собственных правовых актов как бы в развитие принятого постановления, но имея в виду нечто иное, выгодное национальному бизнесу. А нам известно, как путем подзаконных актов можно серьезно исказить волю законодателя.
Соответственно ЕСП в деле ЕК против Италии в 1973 г. вынес решение, что "все методы имплиментации, которые имеют результатом создание препятствий прямому применению Постановления Сообщества и ставят под угрозу его одновременное и единообразное применение на всей территории Сообщества, не соответствуют Договору".
Несколько позже в другом деле, возвращаясь к теме прямого применения постановления, ЕСП пояснил, что "с момента, когда Сообщество в соответствии со статьей 40 Договора примет Постановления, по которым устанавливается общая организация рынка в определенном секторе, государство-член обязано не принимать мер, которые могут вести к исключению или негативно повлиять на них".
К вопросу прямого применения правовых норм ЕЭС ЕСП обращался и во многих других случаях. И дело вроде бы для понимания не сложное, но суть в том, что государства - члены ЕЭС в лице их органов очень неохотно лишали себя полномочий по вопросам, как казалось, их внутренней компетенции.
Позиция ЕЭС одержала в конце концов верх, но не будем забывать, что в то время речь шла об экономических делах, а сейчас в ЕС будут затронуты более глубокие пласты общественной жизни.
Директивы - это правовые акты, которые в соответствии со ст. 189 Договора ЕЭС могут издавать СМ и ЕК Союза. Каждый такой акт "имеет обязательную силу для достижения результата в государстве-члене, к которому он адресован, но национальные власти сохраняют выбор формы и метода его применения".
Таким образом, в отличие от постановления директива, не имеющая прямого действия, предполагает действие со стороны государства-члена. Государство обязано принять меры в течение определенного времени.