3.3. Упаковка в маркетинговом и правовом аспектах
Упаковка является составной частью товарной политики, которая включает разработку и производство тары (вместилища или оболочки для товара), этикеток и вкладышей. Законодательством по стандартизации упаковка определяется как средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту товара и окружающей среды от повреждения и потерь и облегчающих процесс обращения товаров. Тара рассматривается как элемент упаковки, изделие для размещения товара.
Сама тара, как и упаковочные материалы, может быть предметом купли-продажи.
В маркетинге различают следующие функции упаковки:
Разработка эффективной упаковки требует принятия следующих решений.
1. Создание концепции упаковки. В ней определяется, какой должна быть упаковка в принципе, в чем будет заключаться ее основная функция.
2. Конструкция упаковки. Данное решение включает следующие составляющие:
3. Испытание упаковки. Технические испытания упаковки должны дать ответы, в частности, на следующие вопросы:
Каждый элемент упаковки выполняет определенные функции. Тара может быть:
1) внутренней (непосредственное вместилище товара);
2) внешней (защита внутренней упаковки);
3) транспортной (вместилище с определенным количеством внешних или внутренних упаковок товара).
Этикетки (ярлыки) можно дифференцировать на следующие виды:
1) идентифицирующие (отличие одной марки от другой);
2) сортоопределяющие;
3) описательные (кто, где и когда произвел продукцию, правила пользования и техники безопасности и т.п.);
4) пропагандистские (графическое исполнение и др.).
Этикеткам во многом свойственно решение рекламно-пропагандистских задач, поэтому они требуют систематического обновления.
Вкладыши представляют собой детальные инструкции по пользованию товарами, брошюры с рецептами, купоны, призы и т.д.
В современном российском законодательстве вопросы тары и упаковки регулируются ст. 481 и 482 ГК РФ. Так, ст. 481 устанавливает обязанность продавца передать покупателю товар в таре и (или) упаковке независимо от того, включены ли сторонами соответствующие условия в договор. Изъятие составляют товары, характер которых не требует затаривания и (или) упаковки.
Передача товара без тары и (или) упаковки может быть предусмотрена договором или вытекать из существа обязательства.
Стороны вправе определить в договоре требования, которые предъявляются к таре и упаковке, путем их перечисления либо путем указания государственного стандарта, стандарта предприятия или иных нормативных документов, устанавливающих требования к таре и упаковке соответствующего товара. Если стороны не оговорили требования ни одним из вышеозначенных способов, то продавец передает товар в обычной для него таре и упаковке, обеспечивающих сохранность товара.
Пунктом 3 ст. 481 ГК РФ особые требования предъявляются к продавцу, осуществляющему предпринимательскую деятельность. Он обязан передать покупателю товар в таре и (или) упаковке, соответствующих обязательным требованиям, если они предусмотрены в порядке, установленном законом.
Кроме того, он не вправе включать в договор условия, отступающие от государственных стандартов, устанавливающих обязательные требования к таре и упаковке.
517 ГК РФ).
К многооборотной таре, т.е. таре, которая может быть использована многократно, относятся:
специальная тара, используемая при поставках определенного вида товаров (например, барабаны из-под кабеля, конусы и патроны из-под пряжи и др.);
инвентарная тара, являющаяся инвентарем поставщика и имеющая инвентарный номер;
залоговая тара, т.е. отпускаемая под залог.
В свою очередь средства пакетирования используются для пакетной доставки, погрузки, выгрузки и хранения тарно-штучных товаров, т.е. тех, которые по отдельности упакованы в тару. К средствам пакетирования можно отнести, в частности, поддоны, обвязки, пакетирующие кассеты, сетки, пленки. Целью применения средств пакетирования является обеспечение лучшей сохранности товаров, снижение затрат при передаче товаров непосредственным потребителям.
Надо отметить, что ранее действовало Положение о порядке обращения многооборотных средств пакетирования в народном хозяйстве, утвержденное постановлением Госснаба СССР и Госарбитража СССР от 14 февраля 1980 г.1. До принятия новых правил стороны могут предусмотреть в договоре порядок и сроки возврата средств пакетирования, установленные данным Положением, или применить в договоре соответствующие нормы.
Для залоговой, инвентарной, специальной и иной многооборотной тары в договоре можно воспроизвести нормы утративших силу Особых условий поставки отдельных видов товаров, инструкций о возврате соответствующих видов многооборотной тары.
В соответствии с обычаями делового оборота (ст. 309 ГК РФ) поставщик может направить покупателю сертификат на тару, указав в нем наименование и количество подлежащей возврату тары, сроки возврата. Эти данные поставщик определяет согласно условиям договора, а при их отсутствии - с учетом обычно предъявляемых требований.
В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 октября 1997 г. № 18 О некоторых вопросах, связанных с
применением положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки1 сказано, что при невозможности установить срок возврата многооборотной тары и средств пакетирования он должен определяться исходя из правил, содержащихся в ст. 314 ГК РФ (абз. 2 п. 19 указанного постановления).
В случае передачи товаров без тары и (или) упаковки либо в ненадлежащей таре и (или) упаковке, включая многооборотную тару и средства пакетирования, применяются последствия, установленные ст. 482 ГК РФ, если договором не обусловлено иное.
Ненадлежащей признается тара (упаковка), не соответствующая условиям договора или обязательным требованиям государственных стандартов, а также не обеспечивающая сохранность товара при обычных условиях хранения и транспортировки. В случае передачи товаров без тары и (или) упаковки покупатель вправе потребовать от продавца затарить или упаковать товар, в случае ненадлежащей тары (упаковки) - заменить ее.
Согласно п. 2 ст. 482 ГК РФ нарушения требований к таре и упаковке могут вызвать те же последствия, что и при передаче товара ненадлежащего качества, перечисленные в ст. 475 ГК РФ.
При этом выбор последствий предоставлен покупателю, который может предъявить продавцу требования, предусмотренные либо п. 1 ст. 482, либо ст. 475 ГК РФ.
Исходя из п. 1 ст. 482 покупатель может затарить и (или) упаковать товар своими средствами, устранить недостатки тары (упаковки) и потребовать от продавца возмещения расходов.
Надо отметить, что различные проблемы упаковки в последнее время все больше привлекают внимание общественности в ведущих странах мира. К главным из таких проблем следует отнести следующие.
1. Чрезмерная стоимость упаковки. Критика стоимости упаковки связана с тем, что она является причиной увеличения ценытовара, что нередко стоимость упаковки превышает стоимостьсодержащегося в ней товара, что внешняя упаковка обычно рассчитана на разовое пользование и предназначается на выброс.
2. Отражение истины на упаковке и в маркировке. Эта группапроблем включает, в частности, разнобой в размерах и формахупаковки, в указании сроков хранения и годности продукции;наличие лживой и вводящей в заблуждение информации приуказании цены, сортности, а также процентного состава основных компонентов. В данной связи в США, например, еще в
1966 г. был принят Закон об отражении истины на упаковке и в маркировке товаров.
3. Загрязнение окружающей среды. Например, по данным американских специалистов, около 40 всех твердых отходов составляет в США выброшенная упаковка, которая создает проблемуутилизации твердых отходов, стоящую огромных затрат.
В России эта цифра составляет порядка 20. Еще более остро стоитвопрос о создании экологически чистой упаковки.
4. Использование дефицитных ресурсов. Упаковка часто производится из материалов, в которых ощущается нехватка (бумага, дерево, алюминий и др.), с необоснованной растратой энергоресурсов в условиях постоянного роста стоимости энергоносителей.
Этоотносится, например, к производству необоротной стеклотары.
Придавая большое значение подобным проблемам, федеральное правительство Германии в 1991 г. приняло Закон об упаковке. В обоснование Закона приводятся следующие факты:
По данным федерального правительства, упаковочные отходы являются основным видом домашнего мусора и составляют 50 по объему и 30 по весу.
Положения Закона дают трактовку таких понятий, как транспортная тара, обкладка, торговая упаковка, интересных с точки зрения маркетинга, но имеющих, однако, достаточно расплывчатые границы. Это относится, например, к случаям, когда транспортная тара или обкладка одновременно может являться и торговой упаковкой.
В данном Законе разработан следующий перечень экологических требований к упаковке: приоритет упаковок из бумаги, гладкого или волнистого картона; приоритет упаковок многоразового использования перед одноразовыми; сокращение размеров упаковок; изготовление каждой упаковки из однотипного упаковочного материала; уменьшение веса упаковок и т.д. Кроме того, составлен каталог упаковок, не соответствующих экологическим требованиям.
Поэтапное внедрение двойной системы удаления отходов предполагает помимо деятельности коммунальных служб обязанность промышленности и торговли принимать обратно, многократно использовать или перерабатывать упаковку. Коммунальным службам в определенных случаях предоставлено право отказываться от приема упаковочного мусора для того, чтобы оказывать влияние на конечного потребителя и принуждать его сдавать использованную упаковку на предприятие-изготовитель, в магазин, в специализированные частные службы. В Законе также предусмотрено создание специализированных отраслевых организаций, так называемых третьих лиц, осуществляющих на коммерческих началах сбор и переработку упаковочных отходов с учетом используемых при изготовлении упаковки материалов.
Установлена специальная маркировка - зеленый круг, или зеленая точка, - для упаковок всех видов, обозначающая, что данная упаковка изготовлена из материалов, пригодных для повторного использования. Закон также вменил в обязанность розничной торговле, включая систему посылочной торговли, учредить систему возврата торговых упаковок потребителями (например, коробки из-под обуви) с учетом продаваемых в магазине ассортиментных позиций или товарного ассортимента для крупных торговых предприятий. Для изготовителей и распространителей печатной продукции (газет, журналов и т.п.) предусмотрена обязанность приема бумажной макулатуры для повторного использования.
Предусмотрена возможность увеличения отпускной цены в связи с дополнительными расходами по сбору, утилизации или вторичному использованию упаковки и т.д.
1
БНА СССР. - 1980. - № 8.
1
Экономика и жизнь. - 1998. - № 6.