- Понятие и правовое обеспечение сертификации продукции


3.5. Понятие и правовое обеспечение сертификации продукции

Сертификация представляет собой специальную процедуру подтверждения соответствия продукции (работ, услуг) установленным требованиям. Такая процедура проводится независимой

от изготовителя и потребителя организацией, которая удостоверяет в письменной форме, что соответствующая продукция, а также процессы, системы качества и другие объекты отвечают установленным требованиям. Таким образом, сертификация является методом объективного контроля качества продукции. Она облегчает экспорт и импорт продукции, помогает покупателям в выборе товара и служит определенной гарантией его доброкачественности.

Правоположения, регулирующие вопросы сертификации в России, сконцентрированы в Законе РФ от 10 июня 1993 г. № 5151-1 О сертификации продукции и услуг (с изменениями от 27 декабря 1995 г., 2 марта, 31 июля 1998 г.) (далее - Закон), который устанавливает основы обязательной и добровольной сертификации. В развитие его положений издаются подзаконные акты, в том числе постановления Правительства РФ, нормативные акты министерств и ведомств РФ, принимаемые в соответствии с их компетенцией.

Российским Законом о сертификации установлен примат международно-правовых актов над внутринациональным законодательством. Так, согласно ст. 3 Закона, если международным договором Российской Федерации установлены правила иные, чем те, что содержатся в законодательстве Российской Федерации о сертификации, то применяются правила международного договора.

Действительно, Россия является участником ряда международных систем сертификации продукции, в частности изделий электронной техники, электротехнических изделий, ручного огнестрельного оружия. При их сертификации необходимо прежде всего опираться на правила соответствующей системы международной сертификации.

Для обеспечения признания сертификатов и знаков соответствия за рубежом законодательство о сертификации должно отвечать действующим международным нормам и правилам, изложенным в руководствах Международной организации по стандартизации (ИСО) и Международной электротехнической комиссии (МЭК), международных стандартах ИСО серий 9000, 10 000 и 14 000, европейских стандартах серий 45 000 и 29 000, документах других международных и региональных организаций, осуществляющих работы по сертификации. Признание аккредитации зарубежных органов по сертификации и испытательных лабораторий, а также- сертификатов и знаков соответствия в России (соответственно российских за рубежом) осуществляется на основе многосторонних и двусторонних соглашений, участником которых является Российская Федерация.

Сертификация осуществляется в целях:


  • создания условий для деятельности организаций и предпринимателей на едином товарном рынке Российской Федерации, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;

  • содействия потребителям в компетентном выборе продукции;

  • защиты потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);

  • контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, осуществляющегося в соответствии с Правилами проведения сертификации отдельных товаров для защиты граждан от опасных внешних воздействий, утвержденными постановлением Госстандарта РФ от 28 февраля 2000 г. № 121;

  • подтверждения показателей качества продукции, заявленных изготовителем.



Сертификация может иметь обязательный и добровольный характер. Обязательная сертификация, кроме всего прочего, является средством государственного контроля за безопасностью товаров, работ, услуг, а добровольная способствует повышению конкурентоспособности продукции.



Обязательная сертификация проводится для продукции, содержащейся в перечнях, закрепленных в законодательстве о стандартизации. Обязательной сертификации подлежат, в частности, товары для личных (бытовых) нужд граждан; строительная продукция; выполняемые работы и оказываемые услуги населению и др. Обязательная сертификация осуществляется на соответствие документам, которые согласно российскому законодательству могут (должны) устанавливать обязательные требования к качеству товаров, работ, услуг.



Обозначения конкретных нормативных документов содержатся в Номенклатуре продукции и услуг (работ), в отношении которых законодательными актами Российской Федерации предусмотрена их обязательная сертификация, утвержденной постановлением Госстандарта России от 23 февраля 1998 г. № 52.

Добровольная сертификация проводится по инициативе заявителя (изготовителя, продавца, исполнителя) в целях подтверждения соответствия продукции требованиям стандартов, технических условий, рецептур и других документов, определяемых

заявителем. Добровольная сертификация проводится на взаимосогласованных условиях договора между заявителем и органом по сертификации. К предметам добровольной сертификации следует, в частности, отнести: продукцию производственно-технического назначения, товары широкого потребления, работы и услуги, не включенные в перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации.

Специально уполномоченным органом исполнительной власти в области сертификации является Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии (Госстандарт России)1.

Система сертификации - это совокупность участников сертификации, осуществляющих ее по правилам, предусмотренным данной системой в соответствии с Законом.


Система сертификации должна иметь организационную структуру, участников, сферу деятельности и объекты подтверждения соответствия, правила функционирования системы и правила сертификации, знак соответствия, формы сертификатов, реестр системы.

В организационную структуру системы сертификации входят три звена:

1) Госстандарт России;

2) центральные органы систем сертификации однородной продукции, коими могут быть структурные подразделения Госстандарта России, других федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

3)органы по сертификации и испытательные лаборатории(центры).

Согласно ст. 9 Закона о сертификации Госстандарт России и другие федеральные органы исполнительной власти, на которые законодательными актами Российской Федерации возлагаются организация и проведение работ по обязательной сертификации, в пределах своей компетенции:

создают системы сертификации однородной продукции и устанавливают правила процедуры и управления для проведения сертификации в этих системах;

осуществляют выбор способа подтверждения соответствия продукции требованиям нормативных документов (формы сертификации);


  • определяют центральные органы систем сертификации;

  • аккредитуют органы по сертификации и испытательные лаборатории (центры) и выдают им разрешения на право проведения определенных видов работ (лицензии на проведение определенных видов работ);

  • ведут государственный реестр участников и объектов сертификации;

  • устанавливают правила признания зарубежных сертификатов, знаков соответствия и результатов испытаний;

  • устанавливают правила аккредитации и выдачи лицензий на проведение работ по обязательной сертификации;

  • осуществляют государственный контроль и надзор и устанавливают порядок инспекционного контроля за соблюдением правил сертификации и за сертифицированной продукцией;

  • рассматривают апелляции.



Центральные органы в структуре создаваемых систем сертификации предусматриваются в тех случаях, когда более крупная система объединяет несколько меньших или когда система имеет большое количество участников и обширную номенклатуру продукции.

Центральные органы возглавляют систему сертификации и выполняют отдельные управленческие функции вышеуказанных органов, в частности организуют работу в системе и координируют деятельность всех участников, устанавливают правила процедуры сертификации и управления системой, рассматривают жалобы заявителей на неправильные действия аккредитованных органов по сертификации и испытательных центров. Непосредственно работу по сертификации центральный орган обычно не осуществляет. Его решения по апелляциям могут быть обжалованы в соответствующий вышестоящий орган государственного управления.

Органы по сертификации и испытательные лаборатории (центры) должны иметь статус юридического лица. Эти структуры допускаются к проведению работ по обязательной сертификации, если не являются изготовителями (продавцами, исполнителями) и потребителями (покупателями) сертифицируемой ими продукции, при условии их аккредитации в установленном порядке в системе, образованной Госстандартом России, или иной системе, признанной им и имеющей соответствующие лицензии. Общие правила по проведению аккредитации в Российской Федерации утверждены постановлением Госстандарта РФ от 30 декабря 1999 г. № 721.


Аккредитация представляет собой процедуру, посредством которой уполномоченный орган официально признает возможность выполнения органом по сертификации и испытательной лабораторией конкретных работ в заявленной области.


Аккредитация основывается на следующих основных принципах.


  1. Добровольность: аккредитация осуществляется в отношении субъектов, добровольно изъявивших желание получить оценку своей компетентности в определенной области, подавших в установленном порядке письменную заявку об этом в аккредитующий орган и добровольно пожелавших следовать установленным правилам.


Похожие публикации



Содержание раздела