Введение новых или отмена действующих нормативных документов по стандартизации, изменение их юридической силы связано со значительными материальными затратами, а также, что очень важно, непосредственно влияет на организацию и функционирование производства, мобилизационную готовность предприятий, объем прав, обязанностей и юридической ответственности государственных органов и предприятий, эффективность защиты прав потребителей. Поэтому разработка и применение нормативных документов по стандартизации рассматриваются в преамбуле Закона о стандартизации в качестве меры государственной защиты интересов потребителей и государства.
В период административно-командного управления народным хозяйством действовала система нормативно-технической
документации, в соответствии с которой были предусмотрены три категории стандартов: государственные, республиканские и отраслевые, а также технические условия, которые являлись обязательными для соответствующих предприятий, поскольку утверждались государственными органами. Что касается предприятия, то оно могло устанавливать требования к качеству выпускаемой им продукции только в случае, если они не были установлены вышестоящими государственными органами.
На заре экономических реформ в России в 1988 г. отраслевые нормативно-технические документы было решено упразднить, установив при этом два уровня нормативно-технической документации: государственные (республиканские) стандарты и технические условия. Была провозглашена концепция обеспечения на практике права предприятий самостоятельно утверждать - по согласованию с потребителем - технические условия, технические описания, образцы-эталоны и другую подобную документацию, необходимую для выпуска товаров. Затем, в декабре 1990 г., постановлением Совета Министров СССР № 1340 было установлено, что государственные и республиканские стандарты содержат не только обязательные, но и рекомендуемые требования к качеству продукции. К обязательным требованиям стали относить только те, что обеспечивают безопасность продукции для жизни и здоровья населения, охрану окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость продукции.
При этом предприятиям и объединениям было дано право утверждать стандарты предприятий на выпускаемую продукцию, как это имеет место и в настоящее время. Основные нормы постановления были восприняты Законом.
Согласно п. 2 ст. 6 Закона требования, устанавливаемые нормативными документами по стандартизации, должны основываться на современных достижениях науки, техники и технологии, международных (региональных) стандартах, правилах, нормах и рекомендациях по стандартизации, прогрессивных национальных стандартах других государств, учитывать условия использования продукции, выполнения работ и оказания услуг, условия и режимы труда и не должны нарушать положений, установленных актами законодательства Российской Федерации. Все эти требования являются необходимыми условиями конкурентоспособности отечественной продукции.
Нормативные документы по стандартизации на продукцию и услуги, подлежащие в соответствии с законодательством обязательной сертификации, должны содержать требования, по
которым осуществляется обязательная сертификация, методы контроля на соответствие этим требованиям, правила маркировки продукции и услуг, требования к данным о сертификации, включаемым в сопроводительную документацию.
Как было отмечено в предыдущем параграфе, обязательная сертификация осуществляется в соответствии с Законами РФ О защите прав потребителей и О сертификации продукции и услуг. Обязательная сертификация практически возможна только при наличии в государственных стандартах требований по безопасности товаров (работ, услуг) для здоровья и жизни граждан, их имущества, а также окружающей среды. В государственных стандартах должны быть предусмотрены методы контроля указанных требований, правила маркировки и информации о проведении обязательной сертификации.
Как говорится в Законе РФ О защите прав потребителей, обязательной сертификации подлежат только те товары и услуги, на которые в законодательных актах или стандартах предусмотрены требования по безопасности; их перечни утверждаются Правительством РФ.
8 которого не являются объектами авторского права официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы. Государственные, отраслевые стандарты и равнозначные документы принимаются государственными органами управления и являются документами официальными, следовательно, законодательство об авторском праве на них не распространяется.
Вместе с тем упомянутые документы все-таки имеют определенную правовую защиту. Скажем, п. 4 ст. 10 Закона о стандартизации предусматривает исключительное право официального опубликования государственных стандартов утвердившими их органами.
В Положении о порядке опубликования государственных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической информации, утвержденном постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 100 Об организации работ по стандартизации, обеспечению единства измерений, сертификации продукции и услуг, конкретизируется, что право официального опубликования имеют Госстандарт и Госстрой России.
Согласно данному Положению на первой странице всех официальных изданий государственных стандартов должна помещаться надпись Настоящий стандарт (наименование документа) не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу). На первой странице титульного листа и на первой странице государственного стандарта помещается надпись: Издание официальное. При нарушении этого запрета Госстандарт и Госстрой России вправе взыскать с виновной стороны убытки в соответствии с нормами ГК РФ.
Обращает на себя внимание, что п. 4 ст. 6 Закона о стандартизации исключает из объектов авторского права только государственные и отраслевые стандарты; следовательно, стандарты предприятий, а также технические условия (ТУ) - объекты авторского права. Такие документы являются результатом творческой деятельности, т.е. произведениями науки, и независимо от их обнародования являются объектами авторского права.
Статья 14 Закона РФ Об авторском праве и смежных правах регламентирует отношения авторского права на служебные произведения, т.е. созданные в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя. Авторское право на служебное произведение принадлежит его автору (напомним, что автором может быть только физическое лицо), т.е. работнику, состоящему в трудовых отношениях с работодателем, творческим трудом которого создано соответствующее произведение.
Разработка стандартов предприятий и технических условий входит в состав квалификационных требований и должностных инструкций для многих инженерно-технических работников предприятий. Вместе с тем служебное задание по разработке стандартов или технических условий может быть поручено работнику (с его согласия), в должностные обязанности которого это и не входит. В любом случае автором будет считаться сотрудник, разработавший документ, несмотря на то что он утверждается руководством компании или организации.