Официальная информация о разрабатываемых и принятых государственных стандартах, общероссийских классификаторах технико-экономической информации, а равно сами эти государственные стандарты и общероссийские классификаторы должны быть доступны для пользователей, в том числе зарубежных, в части, не составляющей государственную тайну. В связи с этим Госстандарт России организует публикацию официальной информации о государственных стандартах, общероссийских классификаторах технико-экономической информации, международных (региональных) стандартах, правилах, нормах и рекомендациях по стандартизации, национальных стандартах других государств, а также информации о международных договорах в области стандартизации и правилах их применения; создает и ведет федеральный фонд государственных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической информации, а также международных (региональных) стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации, национальных стандартов зарубежных стран.
Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 100 утверждено Положение о порядке создания и правилах пользования федеральным фондом государственных стандартов, общероссийских классификаторов технико-экономической
информации, международных (региональных) стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации, национальных стандартов зарубежных стран. Данный фонд создается и ведется Госстандартом РФ во взаимодействии с министерствами, ведомствами, предприятиями и организациями, в частности иностранными.
Указанным Положением предусмотрена следующая структура фонда:
Информация о документах фондов и их копии предоставляются на договорной основе.
Стандарты отраслей разрабатываются на продукцию, работы, услуги отраслевого значения. С переходом от командно-административной системы управления народным хозяйством к рыночной экономике принципиально меняются подходы к определению роли и содержания отраслевых стандартов. Государство отказалось от всестороннего обязательного регулирования многих параметров продукции, оставив в своей компетенции лишь некоторые обязательные требования, предусматриваемые в государственных стандартах. В этих условиях регулятором товарной политики компаний становятся требования рынка.
Негосударственные компании, входящие в отрасль, являясь самостоятельными хозяйствующими субъектами, не подчинены государственному органу управления, и его указания не являются для них обязательными.
С учетом рыночного подхода к определению роли и содержания отраслевых стандартов Госстандарт России в п. 3.10 ГОСТ Р 1.4-93 провозгласил, что стандарты отрасли применяют предприятия, подведомственные государственному органу управления, принявшему стандарт, а иные субъекты - на добровольной основе. Отсюда обязанность их применения возникает лишь тогда, когда это предусмотрено в технической документации изготовителя или поставщика товаров либо в договоре.
Стандарты отраслей не должны нарушать обязательные требования государственных стандартов. За соответствие требований стандартов отраслей обязательным требованиям государственных стандартов отвечают принявшие их государственные органы управления.
ГОСТ Р 1.4-93 устанавливает общие положения по разработке, принятию, учетной регистрации, изданию, применению, контролю за соблюдением обязательных требований, изменению и отмене стандартов отраслей. В п. 3.1 данного ГОСТа приводится перечень некоторых объектов стандартов отраслей, а именно организационно-технические и общетехнические объекты, продукция, работы (процессы) и услуги, применяемые в отрасли, организация проведения работ по отраслевой стандартизации, типоразмерные ряды и типовые конструкции изделий отраслевого применения, организация работ по метрологическому обеспечению в отрасли.
Требования стандартов предприятий подлежат соблюдению другими субъектами хозяйственной деятельности, если в договоре на разработку, производство и поставку продукции, на выполнение работ и оказание услуг сделана ссылка на эти стандарты.
Для иллюстрации данного вида стандартов можно сослаться на разработанный с участием автора в 1998 г. и принятый Стандарт предприятия Акционерного московского общества Завод имени И.А. Лихачева (АМО ЗИЛ) Система качества. Маркетинг. Содержание работ и порядок проведения (СТП 37.105.09152-98), действие которого распространяется на подразделения головного завода и дочерние предприятия АМО ЗИЛ.
Данный документ устанавливает основные принципы управления производством посредством активного использования маркетинга как основной составляющей научно-производственного и сбытового процесса. Стандарт соответствует требованиям ИСО 9001 и ИСО 9004-1.
В ГОСТ Р 1.4-93 уточняются объекты стандартизации предприятий. К таким объектам он относит обеспечение действия на предприятии государственных стандартов, стандартов отраслей; создаваемую и применяемую на данном предприятии продукцию, процессы, услуги (составные части продукции, технологическая оснастка, инструмент, технологические нормы, услуги внутри предприятия и т.п.).
Как показывает практика, в настоящее время основными документами, определяющими потребительские требования и характеристики качества поставляемой продукции, помимо государственных стандартов являются упоминавшиеся ТУ и другая техническая документация изготовителя, включая эталоны-образцы, технические описания, паспорта, инструкции по эксплуатации и т.д.
Стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений разрабатываются для динамичного распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований и разработок. Необходимость применения этих стандартов субъекты хозяйственной деятельности определяют самостоятельно.
Информация о принятых стандартах отраслей, стандартах научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений направляется в органы Госстандарта России.
Завершая этот параграф, подчеркнем, что проблема правового регулирования качества актуальна для всех стран независимо от зрелости их рыночной экономики. Достаточно вспомнить, как в сокрушенных и подавленных во второй мировой войне Германии и Японии грамотное применение методов стандартизации и метрологии позволило обеспечить качество продукции и тем самым дать старт обновлению экономики этих стран.
Сегодня изготовитель и его торговый посредник, стремящиеся поднять репутацию торговой марки, победить в конкурентной борьбе, выйти на мировой рынок, заинтересованы в соблюдении как обязательных, так и рекомендательных требований стандартов. В этом смысле стандарт приобретает статус рыночного стимула.
Стандартизация определяет основу не только настоящего, но и будущего развития маркетинговой деятельности общества и должна осуществляться в полном соответствии с научно-техническим прогрессом. В последнее время стандартизация коснулась новых видов деятельности - банковских услуг, бухгалтерского учета и отчетности и ряда услуг непроизводственного характера.
1
Ведомости РСФСР. - 1993. - № 23. - Ст. 811.
1
Российская газета. - 1994. - 24 февр.
1
Однако статус ТУ в плане их нормативности все-таки четко не определен. Так, согласно п. 7.5.1 ГОСТ 1.0-92 ТУ, на которые делаются ссылки в договорах (контрактах) на поставляемую продукцию (оказываемые услуги), применяются в качестве нормативных документов. Законодательное уточнение данного вопроса является очень важным, поскольку это непосредственно определяет объем прав государственных органов и хозяйствующих субъектов, в частности в сфере государственного надзора и применения мер ответственности.
Кроме того, в зависимости от нормативности или ненормативности документа по стандартизации установлена административная и уголовная ответственность при реализации товаров потребителям.
1
Под отраслью здесь понимается совокупность субъектов хозяйственной деятельности независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, разрабатывающих и (или) производящих продукцию (выполняющих работы и оказывающих услуги) определенных видов, которые имеют однородное потребительное или функциональное назначение.