Осуществление поставок электрической энергии



  • осуществление поставок электрической энергии (мощности) и тепловой энергии (мощности) всем потребителям по тарифам, утвержденным в установленном порядке;

  • определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении тарифов;

  • открытость, доступность для потребителей и общественности материалов энергетических комиссий по рассмотрению и утверждению тарифов на электрическую и тепловую энергию;

  • обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и распределение электрической и тепловой энергии;

  • обеспечение коммерческих организаций в сфере производства, передачи и распределения электрической и тепловой энергии финансовыми средствами на развитие производства, научно-техническое и социальное развитие, в том числе средствами, направляемыми на энергосбережение и обеспечение энергетической, технической и экологической безопасности (включая ядерную и радиационную безопасность) Российской Федерации, осуществляемое путем привлечения заемных средств, частных инвестиций, средств коммерческих организаций (инвестиционных фондов, страховых фондов, фондов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ) и иных средств;



  • создание условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций;

  • определение размера средств, направляемых на оплату труда, в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями;

  • выбор поставщиков энергетического оборудования и подрядных организаций по энергетическому и электросетевому строительству на конкурсной основе;

  • учет результатов деятельности энергоснабжающих организаций по итогам работы за период действия ранее утвержденных тарифов.



Полномочиями Правительства РФ в области регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, в частности, являются: установление основ ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации (Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации утверждены постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2002 г. № 2261; Методика расчета размера платы за услуги по передаче электрической энергии утверждена постановлением ФЭК от 12 мая 2000 г. № 25/32); определение вопросов государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую коммерческими организациями за пределы территорий субъектов Российской Федерации, электрическую энергию (мощность), поставляемую коммерческими организациями на федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии, электрическую энергию, поставляемую с федерального оптового рынка электрической энергии его субъектам, в том числе на экспорт (Положение о порядке экспорта электроэнергии и мощности утверждено Министерством экономики РФ 17 мая 1996 г.)

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с вышеуказанными принципами, исходя из основ ценообразования на электрическую и тепловую энергию, установленных Правительством РФ, определяют вопросы государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую всеми энергоснабжающими организациями (кроме организаций, находящихся в муниципальной собственности, для которых тарифы устанавливаются органами местного самоуправления) потребителям, расположенным на

территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, за исключением потребителей, энергоснабжение которых с согласия региональных энергетических комиссий осуществляется с федерального оптового рынка электрической энергии.

Специализированными органами исполнительной власти по государственному регулированию тарифов на электрическую и тепловую энергию являются Федеральная энергетическая комиссия (ФЭК) и региональные энергетические комиссии.

Функциями ФЭК, в частности, являются: установление тарифов на электрическую энергию на федеральном оптовом рынке электрической энергии; установление по представлению региональных энергетических комиссий предельных размеров платы за услуги по передаче электрической энергии по сетям организаций, включенных в реестр естественных монополий и расположенных на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, и контроль за размером платы за указанные услуги; разработка предложений по совершенствованию действующих и принятию новых федеральных законов и иных нормативных правовых актов в сфере государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию; рассмотрение разногласий, возникающих между региональными энергетическими комиссиями, потребителями, электроснабжение которых осуществляется с федерального оптового рынка электрической энергии, и энергоснабжающими организациями по их просьбе, и принятие решений по рассматриваемым разногласиям с установлением предельных величин тарифов для конечных потребителей, обязательных для применения; проверка хозяйственной деятельности коммерческих организаций, для которых тарифы на отпускаемую электрическую энергию устанавливаются ФЭК, в части, касающейся размеров указанных тарифов. Перечень коммерческих организаций - субъектов федерального оптового рынка электрической энергии, тарифы на электрическую энергию для которых устанавливаются ФЭК, утвержден постановлением Правительства РФ от 12 июля 1996 г. № 7931.





Региональные энергетические комиссии осуществляют: установление экономически обоснованных тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, расположенным на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, за исключением потребителей, имеющих доступ на федеральный оптовый рынок

электрической энергии, а также размера платы за услуги по передаче электроэнергии по сетям (региональными энергетическими комиссиями тарифы регулируются на основании положений, утвержденных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с вышеуказанными принципами, и исходя из основ ценообразования, установленных Правительством РФ); проверку хозяйственной деятельности энергоснабжающих организаций, для которых тарифы устанавливаются региональными энергетическими комиссиями, по вопросам формирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию и т.д.

Федеральная и региональные энергетические комиссии обеспечивают сочетание интересов потребителей и поставщиков. В случае разногласий, связанных с государственным регулированием тарифов на электрическую и тепловую энергию, потребители и поставщики, региональные энергетические комиссии могут обратиться в ФЭК. При этом стороны уплачивают сбор, установленный постановлением Правительства РФ от 15 сентября 1997 г. № 11741 в эквивалентной 500-кратному минимальному размеру оплаты труда сумме, в порядке, определенном данным постановлением.

Последним утверждены также Правила рассмотрения ФЭК разногласий, связанных с государственным регулированием тарифов на электрическую и тепловую энергию.

Споры, связанные с государственным регулированием тарифов на электрическую и тепловую энергию, в том числе разногласия, не разрешенные ФЭК, подлежат рассмотрению в арбитражном суде.

Постановлением ФЭК от 18 февраля 2000 г. № 8/7 утверждено Положение об экспертизе Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации2, которое определяет вопросы организации экспертиз: материалов по обоснованию величин цен, регулируемых ФЭК, представляемых субъектами регулирования; материалов по рассмотрению разногласий, связанных с государственным регулированием тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации; отдельных решений региональных энергетических комиссий; материалов о финансово-экономическом состоянии субъектов регулирования и расчетов величин цен (тарифов) в случае установления цен по инициативе регулирующего органа; проектов нормативных и

методологических документов; отдельных экспертных и исследовательских работ, выполненных по заказу ФЭК.

Следует отметить, что сфера действия государственного регулирования цен ограничивается лишь случаями, когда это предусмотрено действующим законодательством. Если нормами законодательства допускается государственное регулирование цены, то соответствующее условие договора не может быть определено по соглашению сторон, а соответствующие товары, работы, услуги должны оплачиваться по ценам, устанавливаемым или регулируемым уполномоченными на то государственными органами.
1
СЗ РФ. - 1995. - № 17. - Ст. 1316.
2
Информационный бюллетень ФЭК от 25 мая 2000. - № 10.
3
Информационный бюллетень ФЭК от 16 ноября 2001. - № 21.
1
СЗ РФ. - 2002. - № 15. - Ст. 1431.
2
Текст постановления опубликован в Информационном бюллетене ФЭК от 25 августа 2000. - № 16.
1
СЗ РФ. - 1996. - № 30. - Ст. 3654.
1
СЗ РФ. - 1997. - № 38. - Ст. 4388.
2
Информационный бюллетень ФЭК РФ от 10 марта 2000. - № 5.

Похожие публикации



Содержание раздела