- Формирование цен на продукцию для государственных нужд


4.4. Формирование цен на продукцию для государственных нужд

Отдельную сферу рыночного ценообразования составляет формирование цен на продукцию, производимую и поставляемую для государственных нужд. Рынок товаров для государственных нужд - это рынок для бюджетных сфер деятельности. Управляемый ограничениями бюджетного порядка, данный рынок работает на невысоком уровне цен, но достаточно масштабен и стабилен, в связи с чем привлекателен для предпринимателей, стремящихся получить прибыль от экономии на масштабах производства.

Высока зависимость этого рынка от решений органов государственной власти и местного самоуправления, от политической конъюнктуры; он (в той или иной степени) может быть коррумпирован. Главным принципом формирования цен государственных контрактов является обеспечение экономической эффективности производства и поставки товаров, выполнения работ и услуг для государственных нужд при эффективном использовании соответствующих средств государственного (муниципального) бюджета.

На систему формирования цен на продукцию, производимую и поставляемую для государственных нужд, оказывают определенное воздействие экономические особенности производства и формирования затрат предприятий и отраслей, а также степень однородности поставляемых товаров, работ, услуг. Скажем, в отношении товаров массового производства с неограниченным предложением на рынке, цена контракта определяется прежде всего уровнем свободной рыночной цены. Однако, когда необходимая продукция является дефицитной, для гарантированного заключения контрактов на ее поставку используется система надбавок и льгот.

При разработке цен на продукцию для государственных нужд необходимо использовать фактор конкуренции. Так, при заключении контрактов на производство и поставку продукции, не являющейся монополизированной, обычно проводятся торги, на которых создается климат конкуренции между потенциальными поставщиками. Это позволяет заказчику выбрать наиболее выгодные условия поставки, включая оптимальную цену контракта.

Когда контракт заключается на поставку монополизированной продукции для государственных нужд, поскольку организовать торги не представляется возможным, контрактная цена формируется по специальным экономическим методикам.

В соответствии с указанной спецификой современное российское законодательство предусматривает контрактные цены на продукцию для государственных нужд:


  • устанавливаемые без проведения торгов;

  • устанавливаемые по результатам проведения конкурсов и аукционов.



В первом случае цены могут быть фиксированными или возмещающими издержки, что зависит от распределения хозяйственных рисков между заказчиком и поставщиком. При этом фиксированные цены, как правило, в ходе исполнения контракта не изменяются, если в нем не предусмотрено иное. Цены, возмещающие издержки, включают затраты, которые увеличились по объективным причинам в процессе исполнения контракта.

Что касается второго вида контрактных цен, то они устанавливаются на стандартную немонополизированную продукцию, имеющуюся в наличии на рынке, по результатам проведения конкурсов и аукционов. Контрактная цена по стандартной продукции формируется на основе свободной рыночной цены и может разниться с ней в границах, определяемых в ходе торгов, на величину скидки или надбавки, например, за объем поставляемой партии, за условия и сроки поставки. Предельные величины скидок или надбавок устанавливаются государственными органами.



Отношения, возникающие между организатором конкурса (государственным заказчиком) и участниками конкурса (поставщиками, исполнителями) в процессе проведения конкурса, регулируются Федеральным законом от 6 мая 1999 г. № 97-ФЗ О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд1.

Кроме того, особенности проведения конкурсов на размещение заказов на строительные работы, поставки топлива, закупку и поставки сельскохозяйственной продукции, сырья, продовольствия для государственных нужд, а также на поставки топлива и продовольствия для этих нужд в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности могут быть предусмотрены иными федеральными законами, например Федеральным законом от 2 декабря 1994 г. № 53-ФЗ О закупках и поставках



сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд1.
1
СЗ РФ. - 1999. - № 19. - Ст. 2302.
1
СЗ РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3303.

Похожие публикации



Содержание раздела