6.5. Монополистическая деятельность и недобросовестная конкуренция в свете российского законодательства
В маркетинге монополию принято понимать в двух аспектах: во-первых, как исключительное право государства, предприятия, гражданина на ведение той или иной деятельности (монополия противостоит свободной конкуренции) и, во-вторых, как крупные предприятия (компании, фирмы) и их объединения (концерны, картели, консорциумы, тресты и т.п.), целью которых является занятие господствующего положения на рынке. Монополии образуются либо за счет слияния и поглощения фирм одной специализации, либо за счет ускоренного развития фирм посредством новых инвестиций.
В соответствии со ст. 4 Закона о конкуренции монополистической деятельностью признаются противоречащие
антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов или федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, направленные на то, чтобы не допустить, ограничить или устранить конкуренцию. Подобная деятельность нарушает российское антимонопольное законодательство, призванное обеспечивать нормальную конкурентную борьбу в условиях рыночной экономики.
В соответствии с Законом о конкуренции можно выделить монополистическую деятельность государственных органов и органов местного самоуправления и монополистическую деятельность хозяйствующих субъектов.
Монополистическая деятельность федеральных органов исполнительной власти, региональных органов исполнительной власти и муниципальных органов власти может быть как индивидуальной, так и коллективной. Формами выражения индивидуальной монополистической деятельности здесь являются соответствующие акты или действия государственных органов и органов местного самоуправления. Согласно ст. 7 Закона о конкуренции этим органам запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминирующие или, напротив, благоприятствующие условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов или граждан, в том числе запрещается:
Решения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам создания, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов (в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством), а также предоставления льгот отдельному хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам подлежат согласованию с МАП России, если иное не предусмотрено федеральными законодательными актами.
Кроме того, необходимо иметь в виду, что ст. 9 Закона о конкуренции должностным лицам органов государственной власти и управления запрещается заниматься самостоятельной предпринимательской деятельностью; иметь в собственности предприятия; самостоятельно или через представителя голосовать (посредством принадлежащих им акций, вкладов, паев, долей) на общем собрании хозяйственного товарищества и общества; занимать должности в органах управления хозяйствующего субъекта.
Монополистическую деятельность хозяйствующих субъектов в зависимости от числа участников также можно дифференцировать на индивидуальную и коллективную.
Индивидуальная монополистическая деятельность хозяйствующего субъекта проявляется в виде злоупотребления им своим доминирующим положением на рынке.
Закон о конкуренции (ст. 5) запрещает действия доминирующего субъекта, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или физических лиц, в том числе такие действия, как:
Важно подчеркнуть, что указанный перечень действий, нарушающих антимонопольное законодательство, не является исчерпывающим. Антимонопольный орган вправе применить к хозяйствующему субъекту меры воздействия и в случаях, прямо не названных в Законе о конкуренции, если субъект ограничивает конкуренцию и ущемляет интересы других хозяйствующих субъектов и граждан, т.е. злоупотребляет доминирующим положением.
Вместе с тем Закон о конкуренции гласит, что в исключительных случаях вышеперечисленные действия хозяйствующего субъекта могут быть признаны правомерными, если хозяйствующий субъект докажет, что положительный эффект от его действий, в том числе в социально-экономической сфере, превысит негативные последствия для рассматриваемого товарного рынка.
Коллективная монополистическая деятельность может выражаться в соглашениях (согласованных действиях) хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию. Законом о конкуренции (ст. 6) запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными полностью или частично достигнутые (в любой форме) соглашения (согласованные действия) конкурирующих хозяйствующих субъектов (потенциальных конкурентов), имеющих или могущих иметь в совокупности долю на рынке определенного товара более 35, если это имеет либо может иметь своим результатом ограничение конкуренции, в том числе соглашения (согласованные действия), направленные на:
Кроме того, запрещаются достигнутые в любой форме соглашения (согласованные действия) неконкурирующих хозяйствующих субъектов, один из которых занимает доминирующее положение, а другой является его поставщиком или покупателем (заказчиком), если это ограничивает конкуренцию (может ее ограничить).
Что касается соглашений между хозяйствующими субъектами, в особенности направленных на раздел рынков по территориальному или продуктовому признакам, на создание препятствий конкурентам для входа на рынок, то, по-видимому, необходимо ввести предварительный государственный контроль со стороны антимонопольных органов за заключением таких соглашений.
Объединениям коммерческих организаций (союзам или ассоциациям), хозяйственным обществам и товариществам запрещается также координировать предпринимательскую деятельность коммерческих организаций, которая имеет либо может иметь своим результатом ограничение конкуренции. Нарушение этого положения является основанием для ликвидации в судебном порядке объединения (союза или ассоциации), хозяйственного общества или товарищества по иску федерального антимонопольного органа (территориального органа в пределах его компетенции).
Помимо положений антимонопольного законодательства, направленных на недопущение и ограничение монополистической деятельности, Закон РФ О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках предусматривает также положения, направленные на охрану хозяйствующих субъектов от недобросовестной конкуренции. Согласно ст. 4 Закона о конкуренции под недобросовестной конкуренцией понимаются любые, направленные на приобретение преимуществ в предпринимательстве действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности, справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам или нанести ущерб их деловой репутации.
В статье 10 Закона о конкуренции приводится незакрытый перечень форм недобросовестной конкуренции, включающий:
Недобросовестная конкуренция не допускается.