Взаимодействие Банка России и Правительства РФ


В отношении купли-продажи иностранной валюты на открытом рынке Банк России будет и впредь проводить взвешенную политику, направленную на предотвращение резких колебаний курса национальной валюты, наращивание золотовалютных резервов, предотвращение чрезмерного и необоснованного увеличения денежной массы, формирование рациональных ожиданий.

1.4 Взаимодействие Банка России и Правительства РФ
Центральный Банк России активно взаимодействует с Правительством РФ: участвует в разработке экономической политики Правительства РФ; совместно с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля; Банк России и Правительство РФ информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные консультации (ст. 19 Федерального закона). В соответствии с Конституцией РФ Правительство РФ разрабатывает и представляет Госдуме федеральный бюджет, обеспечивает его исполнение и представляет Госдуме отчет об исполнении федерального бюджета, проводит в РФ единую финансовую, кредитную и денежную политику. Участие Банка России в разработке экономической политики Правительства РФ предусмотрено действующим законодательством (ч. 1 ст.

19 Федерального закона). В заседаниях Правительства РФ принимает участие Председатель Банка России или по поручению Председателя один из его заместителей.
Согласно п. 1 Положения о взаимном представительстве Правительства РФ и Центрального банка РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 15 августа 1994 г. N 1688, основной целью взаимного представительства является осуществление согласованных мер по реализации денежно-кредитной политики. Высшая цель денежно-кредитной политики заключается в обеспечении стабильности цен, эффективной занятости и росте реального объема ВНП.
Особенности развития экономических процессов в нашей стране в последнее время определялись последствиями финансового кризиса 1998 года, результатом которых явились девальвация рубля и резкий рост инфляции, сопровождавшиеся ускорением экономического спада, снижением уровня жизни населения, кризисом банковской системы, свертыванием основных сегментов финансового рынка.
В этих условиях основными целями экономической политики стали преодоление негативных экономических и социальных последствий кризиса, ограничение темпов инфляции, создание условий для предотвращения снижения производства, максимальное смягчение социальных проблем, связанных со снижением уровня жизни населения.
В качестве основных ориентиров макроэкономической политики Правительства РФ на 2000 год определены дальнейшее снижение инфляции до 18% и обеспечение роста ВВП на 1,5%.
При поведении денежно-кредитной политики в 2000 году Банк России предполагает использовать на только имеющиеся в настоящее время в его распоряжении инструменты, но и расширить их состав, сделав набор располагаемых методов контроля и управления денежным предложением полностью адекватным складывающимся общеэкономическим условиям.

1.5 Денежные агрегаты как показатели регулирования динамики денежной массы 1.5.1 Денежные агрегаты. Законы денежного обращения
В странах с рыночной экономикой денежный оборот складывается из наличных безналичных денег. Под наличными деньгами понимаются монеты, банковские билеты (банкноты) и казначейские билеты. Под безналичными деньгами понимаются средства на счетах в банках, различные депозиты (вклады) в банках, депозитные сертификаты и государственные ценные бумаги.

Безналичные деньги в отличие от наличных, по существу, не являются платежными средствами, но в любую минуту они могут превратиться в наличные, гарантированные кредитными институтами. Практически же безналичные деньги выступают наравне с наличными и даже имеют некоторые преимущества перед последними. Действительно, наличные деньги связаны с бумагой или металлом.

Они имеют реальные высокие издержки хранения и транспортировки, а также могут быть потеряны или подделаны.
Таким образом, деньги образованы несколькими составляющими, так называемыми денежными агрегатами.


Денежные агрегаты один из показателей, используемых для анализа количественных изменений денежного обращения на определенную дату и за определенный период, а также для разработки мероприятий по регулированию темпов роста и объема денежной массы. Денежные агрегаты ( М0, М1, М2, М3, М4) различаются по степени приближения к массе денег в обращении.
М0 включает наличные деньги в обращении: банкноты, металлические монеты, казначейские билеты. Металлические монеты, составляющие незначительную долю наличности, дают возможность лицам совершать мелкие сделки. Обычно монеты чеканятся из дешевых металлов.

Реальная стоимость монеты значительно ниже номинальной, чтобы не допустить их переплавку в целях прибыльной продажи в виде слитков. Казначейские билеты бумажные деньги, эмиссии которых осуществляются казначейством. Преобладающая роль принадлежит банкнотам, эмиссию которых осуществляет только центральный банк.
М1 состоит из агрегата М0 и средств на текущих счетах банков. Средства на счетах могут использоваться для платежей в безналичной форме, через трансформацию в наличные деньги и без перевода на другие счета. Для расчетов с помощью средств на этих счетах их владельцы выписывают платежные поручения либо чеки и аккредитивы.

Именно агрегат М1 обслуживает операции по реализации валового внутреннего продукта, распределению и перераспределению национального дохода, накоплению и потреблению.
М2 сдержит агрегат М1, срочные и сберегательные депозиты в коммерческих банках, а также краткосрочные государственные ценные бумаги. Последние не функционируют как средство обращения, однако могут превратиться в наличные деньги или чековые счета. Сберегательные депозиты в коммерческих банках изымаются в любое время и превращаются в наличность.

Срочные депозиты доступны вкладчику только по истечении определенного срока и, следовательно, обладают меньшей ликвидностью, чем сберегательные депозиты.


М3 содержит агрегат М2, сберегательные вклады в специализированных кредитных учреждениях, а также ценные бумаги, обращающиеся на денежном рынке, в том числе коммерческие векселя, выписываемые предприятиями. Эта часть средств, вложенная в ценные бумаги, создается не банковской системой, но находится под ее контролем, поскольку превращение векселя в средство платежа требует, как правило, акцепта банка, т.е. гарантии его оплаты банком в случае неплатежеспособности эмитента.
М4 равен агрегату М3 плюс различные формы депозитов в кредитных учреждениях.
Между агрегатами необходимо равновесие, в противном случае происходит нарушение денежного обращения. Равновесие наступает при М2 M1; оно укрепляется при М2 + М3 М1. В этом случае денежный капитал переходит из наличного в безналичный.

При нарушении такого соотношения между агрегатами в денежном обращении начинаются осложнения: нехватка денежных знаков, рост цен и др.
На денежную массу влияют два фактора: количество денег и скорость их оборота.
Количество денег для обращения и платежа определяется следующими условиями:
- общим объемом обращающихся товаров и услуг (зависимость прямая);
- уровнем товарных цен и тарифов на услуги (зависимость прямая, поскольку чем выше цены, тем больше требуется денег);
- степенью развития безналичных расчетов (связь обратная);
- скоростью обращения денег, в том числе кредитных денег (связь обратная).
Таким образом, закон, определяющий количество денег в обращении, приобретает следующий вид:

Сумма цен Сумма вза-
Сумма цен товаров, Сумма пла имопога-
реализуемых - проданных + тежей по - шающихся
Количество товаров в кредит обязат-вам платежей
денег в обра- = ____________________________________________________
щении
Среднее число оборотов денег как средства
обращения и платежа

Количество денежной массы определяется государством эмитентом денег, его законодательной властью. Рост эмиссии обусловлен потребностями товарного оборота и государства.
Другой фактор, влияющий на денежную массу, - скорость обращения денег, т.е. их интенсивное движение при выполнении ими функции обращения и платежа. Скорость обращения денег можно выразить следующей формулой:

V = NP/M,


где V скорость обращения денег ;
NP национальный продукт ( в индексированных ценах);
М денежная масса.
Показатель V определяет число оборотов денежной массы за год. Анализ М и V позволяет установить зависимость между чисто денежными показателями и уровнями доходов, занятости, инвестиций и цен.
На скорость обращения денег влияют общеэкономические факторы, т.е. циклическое развитие производства, темпы его роста, движение цен, а также денежные (монетарные) факторы, т.е. структура платежного оборота (соотношение наличных и безналичных денег), развитие кредитных операций и взаимных расчетов, уровень процентных ставок за кредит на денежном рынке, а также внедрение компьютеров для операций в кредитных учреждениях и использование электронных денег в расчетах. Кроме этих общих факторов, скорость обращения денег зависит от периодичности выплаты доходов, равномерности расходования населением своих средств, уровня сбережения и накопления.



Содержание раздела